Возможно, уже с 1 июля нынешнего года правительство Москвы с целью усиления борьбы с коррупцией и повышения эффективности расходования бюджетных средств станет приобретать товары и услуги, утвержденные распоряжением Правительства РФ № 1996-р от 17 декабря 2009 г., исключительно через открытые аукционы в электронной форме, исключающие личные контакты между органами власти и поставщиками на стадии размещения заказа*.

Именно с такой инициативой выступил Департамент г. Москвы по конкурентной политике, о чем 5 февраля заявил его руководитель департамента Геннадий Дёгтев на пресс-конференции “Борьба с антиконкурентными соглашениями в сфере госзаказа. Картельный сговор и правоприменительная практика”.

В качестве электронной торговой площадки для реализации данной инициативы ведомство г-на Дёгтева предлагает использовать “Единую электронную торговую площадку” (ЕЭТП), созданную постановлением правительства Москвы № 369-ПП от 28 апреля 2009 г. с целью удовлетворения спроса на услуги по проведению электронных аукционов для государственных и муниципальных заказчиков города Москвы, других субъектов Российской Федерации и федеральных заказчиков. Опыт работы данной площадки Геннадий Дёгтев оценивает как положительный.

Напомним, что ЕЭТП является одной из пяти торговых площадок, отобранных в январе этого года Правительственной комиссией по проведению административной реформы для проведения электронных конкурсов и аукционов в рамках обеспечения государственных закупок в строгом соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Вообще говоря, c 1 июля 2010 г. привычные для чиновников классические аукционы должны быть заменены электронными только при приобретении товаров и услуг для федеральных ведомств. В масштабах страны аналогичные перемены для региональных и местных ведомств планируется осуществить лишь в 2011 г.

Но Москва собирается бежать на полгода “впереди паровоза”. Чем же вызвана такая спешка? “Картельные сговоры наносят серьезный экономический вред, вызывающий ряд негативных последствий, — сказал Геннадий Дёгтев. Вот лишь один пример. 21 января 2010 г. на ЕЭТП прошли аукционы на строительство детских садов. В них приняли участие свыше 50 компаний. Суммарная стартовая цена превысила 3,5 млрд. руб. Разыгрывалось 19 лотов. При этом часть компаний, которые пришли на торги именно за получением городского заказа, в добросовестной конкурентной борьбе дали среднее снижение 19,2%, а вот у пяти компаний среднее снижение по восьми лотам составило всего 2%. Здесь никакой конкурентной борьбы не наблюдалось. Таким образом, можно говорить о явных признаках сговора. Также на обозначенных выше торгах конкурсная комиссия зафиксировала факты снижения цены ниже себестоимости. Выполнение качественных работ в этом случае становится невозможным”.

Конкретные участники этих торгов названы не были, однако было объявлено, что по итогам данного аукциона Тендерный комитет Москвы счел возможным обратиться в УФАС России с просьбой провести расследование и оценить действия участников аукциона на предмет сговора. Решение антимонопольной службы должно быть получено в I кв. 2010 г. Если оно будет положительным, город расторгнет договор с победителями конкурса, а участники сговора попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Г-н Дёгтев также сообщил, что в 2009 г. в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. “О защите конкуренции” материалы по 70 торгам направлены в Московское УФАС России для проверки фактов сговора участников размещения заказа. Объявлен и эмпирический критерий выявления факта сговора. “Если на торгах будет отмечено снижение меньше 5%, оно будет расцениваться комиссией как наличие косвенных признаков картельного сговора и соответствующие материалы будут сразу же передаваться в УФАС России, — говорит г-н Дёгтев. — Важным инструментом, направленным против коррупционных проявлений, станет внедрение и интенсивное развитие системы открытых электронных торгов. Ведь в электронный аукцион закладывается принцип конфиденциальности и анонимности участия. На наш взгляд, свободный доступ к процедуре торгов и конфиденциальность — главные инструменты в борьбе с картельным сговором”. Ещё одним инструментом в этой борьбе правительство Москвы считает организацию горячей телефонной линии “Антисговор”. Её номер: 680-2897. Среди прочего по данному номеру принимаются и анонимные звонки.

*В распоряжении Правительства РФ № 1996-р в соответствующем списке товаров и услуг, среди прочего, значатся “канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника”, а также “услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования”.