В полку — пока не очень многочисленном — российских энтузиастов облачно-сервисной модели работы с клиентами прибыло: в начале февраля о запуске SaaS-портала под названием Softcloud объявила компания Softline. Точнее, речь идет не о новом проекте, а о начале реализации коммерческого этапа работ, пилотный вариант которых стартовал еще летом прошлого года. Одна из отличительных особенностей Softcloud 2.0 — использование многофункциональной SaaS-платформы, реализованной в техническом партнерстве с компанией Parallels и функционирующей в распределенной среде вычислительных центров.

Представляя Softcloud, председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков подчеркнул, что этот проект является логическим развитием бизнеса компании, связанного с полным спектром услуг по поставке и использованию ПО, включая обучение, консалтинг, техническую и юридическую поддержку, в том числе за пределами России (всего 17 стран на начало этого года). По довольно единодушному мнению аналитиков, сейчас рынок SaaS в нашей стране находится в самом начале своего пути, тут нет еще сколько-нибудь сложившего круга игроков, не говоря уже о явных сильных лидерах. При этом называется целый комплекс причин запаздывания у нас продвижения подобных сервисов по сравнению с Западом — технические, организационные, юридические и психологические, начиная с недостаточно развитой коммуникационной инфраструктуры и заканчивая банальным недоверием заказчиков к такой форме предоставления услуг.

Тем не менее, по мнению руководства Softline, именно направление SaaS будет определять развитие российского рынка ПО и сопутствующих услуг. Учитывая это, компания намерена вложить в ближайшие три года 5 млн. долл. в проект Softcloud и связать к 2012 г. до 30% своего бизнеса с использованием модели Cloud. “Мы хотим занять не менее 50% рынка SaaS-услуг в странах своего присутствия”, — заявил Игорь Боровиков.

В своем новом проекте Softline выступает в целом в своем прежнем качестве — дистрибьютора продуктов (в данном случае — сервисов) различных вендоров. Хотя все же роль эта в значительной степени меняется. Во-первых, взаимодействие с поставщиками выполняется тут в рамках давно используемой в мире (но относительно новой для нашей страны) модели, когда реализация товаров и услуг производится вендором, но под брэндом — и при соответствующей ответственности — компании-продавца (своеобразный OEM-вариант для сферы услуг).

Второй важный момент: Softline тут является не только перепродавцом сервисов (со своим дополнительным набором услуг), но и хостинг-провайдером, использующим распределенную сеть центров обработки данных, размещенных в России, Белоруссии, США и ряде стран Европы. В этом плане Softcloud в технологическом плане представляет собой законченную SaaS-платформу, которая реализует интерфейс всего комплекса взаимодействия с пользователями (от заказа услуг до технической поддержки при эксплуатации), управление биллингом, управление сервисами и их физическим исполнением. Партнеры-вендоры имеют возможность подключить к Softcloud собственные сервисы в качестве внешних по отношению к платформе компонентов через соответствующий набор API или развернуть свои приложения непосредственно в среде Softcloud. Принципиально важно то, что в рамках модели While Label от поставщика не требуется начальных капитальных затрат для оплаты используемых вычислительных ресурсов (взаиморасчеты производятся по мере реального использования сервисов клиентами).

В качестве технической основы Softcloud используется платформа Parallels Automation. Генеральный директор Parallels Сергей Белоусов, подчеркнул, что данный проект является очень важным моментов в развитии бизнеса его компании в России, поскольку речь идет о первом проекте комплексной автоматизации на базе ПО Parallels. Напомним, что система Parallels Automation включает среду исполнения приложений на базе виртуальных контейнеров Virtuozzo, систему управления ИТ-сервисами и биллинговое решение. Руководителе Parallels сообщил, что на сегодняшний день имеется уже более 200 внедрений данного ПО в мире, в которых задействовано в общей сложности свыше 250 сервисов нескольких десятков поставщиков. В первом российском проекте Parallels все пока выглядит скромнее: сейчас в каталоге Softcloud 21 сервис от десяти вендоров, среди которых семь российских разработчиков и три мировых гиганта — Microsoft, Google и Symantec.

Впрочем, тут нужно сказать, что ответа на актуальный вопрос о востребованности всех этих предложений отечественными заказчиками пока нет. Авторы проекта фактически отказались рассказать об опыте продаж сервисов на этапе работы версии Softcloud 1.0 по итогам 2009 г., сообщив лишь о повышении интереса клиентов к решениями Google Apps и Postini. Игорь Боровиков считает, что оценивать первые реальные результаты проекта нужно будет не ранее чем через год.