По оценке аналитической компании Gartner, спрос на платформы для мобильных корпоративных приложений (Mobile Enterprise Application Platform, MEAP) растет быстрее, чем в среднем на ПО.

Согласно результатам исследования, оформленного в виде “магического квадранта”, объем продаж MEAP в прошлом году увеличился примерно на 5% и достиг порядка 675—800 млн. долл. (более точную оценку этого сегмента Gartner не приводит из-за сложных схем ценообразования на MEAP). В то же время весь рынок ПО сократился на 5%. По прогнозу подъем в области MEAP продолжится и в 2010-м объем рынка достигнет 850—900 млн. долл., а до 2013-го ежегодный темп роста составит 15—20%. В оценке учитываются только лицензии на ПО, однако Gartner отмечает важное значение услуг по внедрению — по объему продаж этот сегмент даже превосходит сам рынок платформ для мобильных корпоративных приложений.

Грядущий подъем в области MEAP аналитики связывают с тем, что в ближайшие пять лет предприятия будут активно внедрять мобильные приложения для обеспечения доступа сотрудников к ответственной информации, где бы они ни находились. Но хотя доставка на мобильные устройства электронной почты и персональной информации уже стала распространенной практикой и более 80% предприятий, применяющих мобильные бизнес-приложения, уже начали внедрять MEAP, лишь менее 15% из них охватили этими платформами все подразделения, процессы и мобильные устройства своих сотрудников.

На дальнейший рост рынка MEAP указывает и то, что до 2013-го предприятия будут все шире использовать смартфоны. В результате увеличится потребность в поддержке разных мобильных платформ и интеграции мобильных и традиционных приложений, что открывает перед поставщиками простор для дифференциации. Поэтому Gartner считает, что им будет легче пережить трудные времена, чем другим игрокам рынка ПО.

Особенности MEAP

По определению Gartner, платформа для мобильных корпоративных приложений представляет собой связующее ПО для многоканальной (обеспечивающей адаптацию под ОС, мобильное устройство и сеть связи) корпоративной среды разработки приложений, включающее клиент-серверную часть и инструменты, с помощью которых можно создавать прикладные программы для любых мобильных устройств (от смартфонов до ноутбуков). Эта платформа облегчает разработку, развертывание и администрирование корпоративных мобильных приложений, позволяя разрешить такие сложные задачи, как интеграция с бэк-офисными системами, обеспечение безопасного доступа к ответственной информации, синхронизация данных и поддержка разных мобильных устройств.

Предоставлять доступ к бизнес-приложениям через мобильные устройства гораздо сложнее, чем через ПК. Такое оборудование различается операционными системами, механизмами ввода-вывода информации, размером и разрешающей способностью экрана, подключается к корпоративной системе не постоянно, а периодически, что вызывает изменение IP-адреса, и наконец, работает с разными типами сетей связи, различающимися пропускной способностью и задержками. В связи с этим для поддержки мобильных приложений требуется не фиксированная архитектура клиент -- сервер, а среда, способная динамически адаптироваться под любой режим работы.

Кроме того, стремительное развитие технологий 3G и смартфонов вынуждает предприятия обновлять мобильные приложения гораздо чаще, чем традиционные (каждые три-шесть месяцев). Поэтому поставщики MEAP должны обеспечивать высокую производительность и гибкость своих платформ.

Поскольку речь идет о корпоративных приложениях, на первый план выходят вопросы защиты данных и администрирования. Чтобы укрепить безопасность и сократить расходы на администрирование, руководство может выбрать для всего предприятия одну модель мобильного устройства. Однако в большинстве случаев используется разное оборудование и различные сети связи. Для таких сценариев Gartner рекомендует применять многоканальные MEAP, которые отличаются рядом преимуществ, включая многократное использование одного и того же кода на разных устройствах и платформах, независимость от каналов связи, готовый пользовательский интерфейс для устройств с небольшими размерами, сокращение расходов на тестирование и интеграцию.

В связи с широким распространением мобильных приложений поддержка многоканальности становится все более важной характеристикой платформ разработки. Не случайно, по прогнозу Gartner, до 2013-го число предприятий, предпочитающих платформы с поддержкой разных ОС, устройств и каналов связи, будет ежегодно расти на 10%.

Игроки рынка MEAP

Аналитики разделили поставщиков MEAP на три типа. К первому относятся создатели мобильных ОС, которые фокусируются на поддержке лишь собственной системы (Microsoft, Apple и RIM). По оценке Gartner, сейчас порядка 40—60% развернутых корпоративных приложений приходится на данную группу, однако эта доля будет сокращаться, так как на предприятиях обычно применяются разные ОС и мобильные устройства. Ко второму типу принадлежат поставщики средств разработки с возможностью многоканальности, т. е. адаптации под разные ОС, мобильное оборудование и сети (IBM, Sybase, Pyxis Mobile, Spring Wireless и Syclo). В третью группу входят поставщики бизнес-приложений (такие, как Oracle и SAP), которые дополнили свои продукты средствами поддержки мобильных устройств.

Однако Gartner ожидает появление на рынке MEAP новых игроков из числа поставщиков веб-приложений или провайдеров облачных услуг, предоставляющих хостинг среды для разработки и исполнения прикладных программ.

Все участники группы лидеров обеспечивают многоканальность. Рассматривая их, аналитики отметили, что Sybase усилила фокус на интеграцию со своей платформой SUP других продуктовых линеек и вступила в союз с SAP, а Syclo быстро наращивает бизнес за счет поддержки технологий китов ИТ-индустрии — SAP, IBM и Oracle. Таким же путем следует и Antenna Software, которая собрала обширную клиентскую базу путем покупки ряда компаний, а в прошлом году стала партнером Oracle и AT&T.

В раздел преследователей Gartner включила поставщиков с большой клиентской базой и полным пакетов продуктов, которые, однако, не поддерживают многоканальность. К числу провидцев относятся компании, имеющие четкую стратегию развития продуктов и технические возможности для ее реализации, но отстающие по некоторым критериям, таким как размер клиентской базы, зрелость продуктов или финансовые результаты. К нишевым игрокам аналитики отнесли вендоров, не удовлетворяющих одному или нескольким из следующих критериев: географических охват, полнота, конкурентоспособность, сфокусированность продуктов, число заказчиков.