Конец марта — начало апреля стали весьма насыщенными для отечественной суперкомпьютерной отрасли. Увидела свет 12-я редакция списка 50 мощнейших вычислительных систем СНГ, через несколько дней один из дебютантов рейтинга представил свое новое техническое решение, а спустя еще две недели он же оказался в центре разбирательства антимонопольной службы.

Обо всем по порядку.

Новый рейтинг Top 50, составляемый Научно-исследовательским вычислительным центром МГУ им. М. В. Ломоносова и Межведомственным суперкомпьютерным центром (МСЦ) РАН, был анонсирован в последних числах марта на международной научной конференции “Параллельные вычислительные технологии” (ПАВТ'2010).

В отличие от предыдущей редакции, увидевшей свет в сентябре прошлого года, когда суммарная производительность машин-участниц (на тесте Linpack) продемонстрировала минимальный полугодовой прирост за все время существования проекта (с мая 2004 г.) и составила 387,1 Тфлопс, прибавив таким образом всего 1,17%, в данном случае статистика выглядит явно позитивно. Текущая суммарная производительность на тесте Linpack достигла отметки в 888,1 Тфлопс (прирост 129,45%), а пиковая превысила знаковый рубеж в 1 Пфлопс, составив 1152,9 Тфлопс (+121,63%).

Несмотря на то что количество новых систем в списке (включая машины, модернизированные за последние полгода) составило 24% (12 из 50), в основном позитивная динамика рейтинга обязана своими внушительными показателями введению в эксплуатацию только одного нового кластера — суперкомпьютера МГУ “Ломоносов” производства компании “Т-Платформы” с пиковой производительностью 414,42 Тфлопс (на Linpack — 350,1 Тфлопс).

Именно эта машина занимает сейчас первое место в Top 50, и даже в международном рейтинге Top 500, составленном в ноябре прошлого года ее позиции выглядят более чем уважительно — 12-е место (впереди оказались только США, Германия и Китай).

На втором месте — суперкомпьютер МВС-100К производства Hewlett-Packard из Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН (107,4 Тфлопс по Linpack). На третьем — СКИФ МГУ “Чебышев”, являющийся совместной разработкой университета, Института программных систем (ИПС) им. А. К. Айламазяна РАН и компании “Т-Платформы” (47,3 Тфлопс по Linpack).

39 систем из списка построено на процессорах Intel, 6 — AMD, 4 — IBM и одна на процессорах HP. Семь машин используют для взаимодействия узлов только коммуникационную сеть Gigabit Ethernet, в 37 применена технология InfiniBand и в трех — Myrinet.

Число систем, задействованных в науке и образовании, уменьшилось с 31 до 28, число машин, ориентированных на конкретные прикладные исследования, увеличилось с 9 до 10; количество систем, используемых в промышленности, уменьшилось с 6 до 5, а число кластеров, задействованных в финансовой сфере, увеличилось с 3 до 5.

По количеству кластеров, входящих в список, лидирует компания “Т-Платформы” (14 систем), далее следует Hewlett-Packard (13), на третьем месте IBM (11).

Примечательным во всех смыслах также оказался еще один участник, дебютировавший в рейтинге, — компания РСК СКИФ. На 8-й строчке рейтинга расположилась ее система “СКИФ-Аврора” (21,86 Тфлопс по Linpack), представляющая новейшую линейку суперкомпьютеров СКИФ четвертого поколения и созданная для Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Эта машина уже успела отметиться в ноябрьском Top 500 на 450 месте. Правда, даже контракт на ее поставку в вуз был подписан позже крайнего срока подачи заявки в этот рейтинг, ее тестирование в вузе не завершено до сих пор, а ввод в промышленную эксплуатацию намечен на II квартал текущего года. По совокупности фактов и после внимательного изучения правил рейтингов напрашивается вопрос, легитимно ли “Аврора” фигурирует в обоих списках. Однако имея  опыт  пустопорожнего общения с участниками проекта на эту тему, редакция на сей раз поднимать ее не стала и от новых вопросов воздержалась.

Так или иначе, создаваемая в ЮурГУ система строится на процессорах Intel Xeon X5570, а буквально на днях РСК СКИФ и ИПС РАН представили вычислительный модуль на базе нового 6-ядерного процессора Intel Xeon 5600 с тактовой частотой 3,33 ГГц и тепловыделением 130 Вт. По уверению компании он позволит начать выпуск суперкомпьютеров семейства СКИФ с рекордной плотностью вычислительной мощности в индустрии на стандартных процессорах — с производительностью более 40 Тфлопс на одну стойку.

Впрочем, как стало ясно из заявления ФАС России, производство это сможет начаться лишь в том случае, если ИПС удастся разобраться с претензиями грозного ведомства. Пресс-служба ФАС сообщила, что 13 апреля ИПС РАН был признан нарушителем закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов).

Формулировка, которую можно найти на сайте ведомства, выглядит следующим образом. “ФАС России выявила нарушение при проведении торгов на создание опытного образца суперкомпьютера СКИФ ряда 4, а также на поставку для него спецоборудования. В ходе рассмотрения документов, представленных сторонами, выяснилось, что сотрудники заказчика (ИПС РАН) одновременно являются сотрудниками компании — единственного участника и победителя торгов — РСК СКИФ. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции запрещается участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа”.

Комментируя это сообщение, директор ИПС РАН, научный руководитель суперкомпьютерной программы СКИФ-ГРИД Сергей Абрамов заявил, что решение ФАС по этому делу не только не вступило в силу, но его даже формально еще нет. По уверению г-на Абрамова, любое решение должно быть официально оформлено и представлено вовлеченным сторонам в течение 10 рабочих дней с момента его вынесения (дата его оформления в окончательном виде и будет являться датой его принятия). После получения решения на руки у ИПС РАН будет три месяца на то, чтобы обжаловать его в суде. И по словам г-на Абрамова, именно это они и планируют сделать, поскольку считают, что обоснованные возражения института не были приняты во внимание во время рассмотрения дела.

Данную позицию полностью (почти слово в слово) разделяет и директор по корпоративным коммуникациям РСК СКИФ Олег Горбачев. По его мнению, только суд вправе решить, был ли на самом деле нарушен закон. Как уверяет г-н Горбачев, его компания ведет свою деятельность в полном соответствии с законами РФ, и в случае появления официального обвинения в свой адрес она будет отстаивать правомочность своих действий в суде.

Г-н Абрамов также обращает внимание на тот факт, что слушания по делу переносились три раза и формулировка ФАС “в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств”, по его мнению, свидетельствует об отсутствии у ведомства достаточной доказательной базы.

Как можно было понять из уточнений г-на Абрамова, а также по информации из открытых источников, на которые он сослался, суть обвинения ФАС заключается в том, что генеральный директор РСК СКИФ Вадим Заднепровский одновременно является заместителем директора ИПС РАН. Г-н Абрамов отрицает личное участие последнего в торгах и настаивает на том, что причинно-следственная связь между действиями г-на Заднепровского и результатами торгов никак не была установлена.

Что ж, остается следить за развитием ситуации. 10 рабочих дней после 13 апреля истекут совсем скоро.