Компания J’son & Partners Consulting представила результаты своего исследования российского рынка аренды приложений (SaaS — Software as a Service), завершенного в марте 2010 г. По оценкам экспертов, объем рынка аренды делового ПО в России достиг в 2009 г. уровня 3 млн. долл., что составляет примерно 0,4% от всего российского рынка делового ПО, размер которого оценивается в 710 млн. долл. По сравнению с 2008 г. зафиксирован 50%-ый рост, что связано как с запуском новых проектов, так и с появлением тематических каталогов решений, проникновением SaaS-продуктов в интернет-магазины, торгующие ПО, а также увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.

Сегодня на нашем рынке есть более 30 различных предложений такого рода, абсолютное большинство которых можно отнести к одной из двух групп: CRM-решения и системы коллективной работы (в западной классификации ССС — Сontent, Communication and Сollaboration). Число узкоспециализированных, отраслевых приложений исчисляется единицами: среди них система управления отелем, решение для поддержки проектной деятельности в сфере медиа и телевидения и др. В 2009 г. на мировом рынке вышеупомянутые сегменты имели совокупную долю более 50% — ССС (2,5 млрд. долл.) и CRM (2,17 млрд. долл.). Каково это соотношение в России, J’son & Partners не сообщает. Основные потребители SaaS-решений в нашей стране — компании, работающие в сфере розничной торговли (29%) и ИКТ (27%). За ними следуют сервисные предприятия (16%) и производители товаров повседневного спроса (13%).

Средняя стоимость одной лицензии на месяц в сегменте CRM-решений варьируется от 500 до 1800 руб., в категории систем коллективной работы она составляет 470 руб., бухгалтерских программ — 300 руб. Эти тарифные планы рассчитаны на организации, в штате которых в среднем около 10 сотрудников (но не более 50), что характерно в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса. Общее число таких предприятий в России сегодня составляет около 1,6 млн., но лишь 2 тыс. из них используют деловые приложения в рамках модели SaaS.

Эксперты J’son & Partners Consulting отмечают ряд проблем, препятствующих более широкому распространению SaaS-решений в нашей стране. Среди них “цифровое неравенство” между регионами. Хотя в идеале сервис SaaS никак не привязан к географическому местоположению ни провайдера, ни абонента, существующие ограничения, связанные с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, приводят к тому, что пользователи сосредоточены вокруг технологически развитых регионов, в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга. Сыграл свою роль и экономический спад 2009 г. Если во всем мире кризис стал мощным катализатором развития SaaS, то в России он явился, скорее, сдерживающим фактором. Большинство организаций в сложившихся экономических условиях предпочло оставить ИТ-инфраструктуру и персонал без изменений, сохранив прежний уровень заработной платы и увеличив нагрузку на сотрудников. Тем не менее, отмечается, что во второй половине года рост пользовательской базы SaaS-сервисов возобновился.

Еще один немаловажный негативный фактор — высокий уровень пиратства. В 2009 г. впервые за последние 5 лет уровень потребления пиратского ПО не снизился, что негативно отразилось как на находящемся в стадии формирования рынке SaaS-решений, так и в целом на рынке программных продуктов. Констатируется также низкий уровень доверия аутсорсинговым схемам со стороны потенциальных заказчиков. Как указывают эксперты J’son & Partners, сложившаяся система доверия аутсорсинговым бизнес-моделям в США, где SaaS-рынок на несколько порядков крупнее российского, зиждется на репутации провайдеров и законодательной системе, на однозначности и определенности в вопросах соблюдения соглашений SLA. В России же для формирования аналогичного уровня доверия нужно время и реальные примеры длительного и успешного использования подобных схем. Если же говорить о дне сегодняшнем, то в целом уровень сервиса не соответствует запросам клиентов. Низкий уровень доверия является, в том числе, и следствием существенных расхождений во взглядах на уровень предоставляемого сервиса у провайдеров и потребителей. По мнению J’son & Partners, в существующих экономических, технических и культурных условиях модель SaaS в России вряд ли способна стать массовой и в полной мере заменить существующие способы использования делового ПО.