В этом году “Связь-Экспокомм” начала постепенное возвращение своих монопольных позиций на рынке, потерянных при прежнем руководстве профильного министерства. Перестав наконец-то конкурировать с “директивной выставкой”, как здесь называют “Инфоком”, выставочный форум прошел если не грандиозно, то гораздо более динамично, чем в 2009 г. Хотя все “веселье” было сосредоточено на стендах крупных операторов связи, которым регулирующие органы вежливо намекнули на то, что теперь именно “Связь-Экспокомм” считается престижным мероприятием. Как и в прошлом году, стенды забронировали и оформили все компании “большой тройки”, Ростелеком, крупные российские производители, такие как “Натекс” и “Зелакс”, не говоря уже о государственных органах власти и иностранных вендорах. Причем те компании, которые формально в смотре достижений не участвовали, отделались “малой кровью” типа спонсорства вечерних приемов и увеселительных программ для чиновников — но “построены” были все.

Общие впечатления

Основное действо происходило, конечно, в третьем зале восьмого павильона, где силами подрядных организаций был оперативно возведен миниатюрный городок для проведения заседаний коллегии Минкомсвязи РФ, а также Форума по управлению Интернетом, на котором официально был представлен “первый сайт в национальной зоне .рф — президент.рф”. Поскольку Дмитрий Медведев на выставку не пожаловал, сертификат на персональный сайт ему отвез лично министр Игорь Щеголев сразу после торжественной церемонии запуска. И пусть далеко не все браузеры поддерживают работу с латиницей в адресной строке, а почтовые программы не понимают его напрочь, домен xn—d1abbgf6aiiy.xn—p1ai (именно так “звучит” президент.рф) для браузеров и поисковых систем знаменует реальное начало массированного PR-проекта госорганов власти по созданию своего, отличного от других, “кусочка” Интернета. Со своей адресацией, порталом госуслуг и почтой. Некоторое пользователи моего блога уже отметили, что в комплект к этим веб-сервисам, скорее всего, будет предложен специальных режим для работы обновленного Рунета “в автономном режиме” по примеру китайского — но это, хочется верить, “перебор”.

В любом случае, оформленный в темно-синих тонах министерский “городок” смотрелся весьма почтенно и внушал приглашенным должное уважение, а все заседания постоянно транслировались в режиме онлайн на мониторы, размещенные почему-то только в проходах залов: на остальных дисплеях весело гоняли рекламу Microsoft (все-таки официальный спонсор шоу). В пресс-центре же отлично “лупил” во все стороны хотспот — журналистам можно было передавать информацию буквально в режиме онлайн.

В общем, чиновники, посетители и бизнесмены друг другу особенно не мешали, рассредоточившись каждый по своим залам. Периодически, конечно, “простым смертным” приходилось уворачиваться от обходов выставки руководителями государственных органов власти, которые, потрясая камерами, свитой и руководством операторов связи, сметали все на своем пути. Но в целом “Связь-Экспокомм” превратилась в обычное место для общения между теми, кто продает, и теми, кто готов покупать. Торжественных подписаний сделок и контрактов “на камеру”, правда, отмечено не было, что к лучшему — официоза и так хватало.

Основное увеличение числа деловых мероприятий обеспечили именно государственные органы власти — у коммерческих компаний их каждый год было порядка двух десятков. Да и сейчас не наблюдалось какого-то явного, взрывного роста числа семинаров, корпоративных совещаний, презентаций или форумов — в первом павильоне, где было отмечено лишь “сонное царство” кабельщиков, в зоне семинаров деловая программа была крайне неравноценной: от двух-трех слушателей до полного аншлага. В этот момент, правда, демонстрировались новые “коробки” для прокладки Ethernet в жилых зданиях: на стульчиках сидели в основном мужчины среднего возраста в рубашках без галстуков и задавали жесткие вопросы типа “сколько это стоит?” и “есть ли антивандальное исполнение решения?”. В любом случае, с прошлого года в таких семинарах изменились только названия продуктов — все-таки появляются новые версии и торговые линейки.

Понятно, что факт увеличения государственного веса выставки является важным для многих экспонентов — как-никак они заинтересованы в том, чтобы выставку посетили государственные чиновники. Особенно это интересно производителям оборудования, у многих из которых доля доходов от выполнения госконтрактов доходит до трети или даже половины всех финансовых поступлений. Для них, конечно, важным будет понять, что конкретно регулирующие органы планируют понимать под статусом национального производителя. Как отмечали участники выставки в частных разговорах, сейчас в этом отношении началась “вторая фаза” создания отечественных производителей микроэлектроники. Первая, кстати, была “бумажной” — ведь вылилось всё в формальную авторизацию и получение статуса “отечественного поставщика”, от чего местной экономике не становилось лучше. Правда, процесс создания отечественных производителей электроники, который начинается сейчас, выглядит более серьезно, чем все планы, которые были до него. Перед претендентами на более-менее крупные госконтракты серьезно ставится требование наличия у них производственной базы именно в России. Однако готовых решений этой проблемы пока нет ни у кого, и государство не предлагает какого-либо спектра решений, которое устроит его полностью.

Весьма странное впечатление осталось после осмотра тематических павильонов. Формально дебютант выставки, объединенный павильон компаний, выстроенный под патронатом Министерства связи Азербайджана, оставил странное впечатление — практически “голое” выставочное пространство и несколько сиротливо разложенных брошюр. Видимо, важен был факт участия, а не его качество. А вот компании из Германии и Франции были сразу узнаваемы: павильоны пусть скромные, но в национальных цветах, оборудование на месте, персонал готов общаться. Совершенно отдельная ситуация с китайскими компаниями — персонал там тоже готов общаться, а их миниатюрные стенды были представлены как сомкнутым строем (в первом павильоне), так и группами, разбросанными по всему павильону. Как оказалось, не стоит отождествлять размер стенда и размер компании — в стандартной “кабинке” за 100 тыс. руб. может сидеть организация с многомиллионными оборотами. Причем участие в выставке китайских фирм частично спонсируется подкомитетом по электронной промышленности правительства КНР. Аналогичные правила действуют и для национальных павильонов стран Европы: достаточно объединиться десяти компаниям — и можно обращаться за государственными субсидиями. Для отечественных производителей таких преференций не было вовсе.

Демонстрационная активность

Если верить специальному плану “Размещение экспозиции”, то можно отметить, что самыми интересными для целевых посетителей стали второй павильон, где во втором и третьем залах были представлены как операторы связи, так и интернет-провайдеры, производители телекоммуникационных решений, а также пара залов восьмого павильона, где можно было найти оборудование и системы связи, ИТ-системы и небольшое количество “железа” для корпоративных клиентов. Какого-то “откровения” и массовых проектов, связанных с “электронным правительством”, к сожалению, не наблюдалось. А на стенде Ростелекома, где демонстрировался Портал госуслуг, временами “вылезали” ошибки — к примеру, табличка “Сервис недоступен”, которая “вылетела” при обращении к сервису ГИБДД, провисела на большой плазменной панели больше получаса. Руководитель Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил на коллегии министерства, что “в наступившем году гражданам будет предоставлена возможность подать электронные заявки на подготовку более 60 видов документов”. Эти шесть десятков там есть и сейчас, вопрос только в том, многие ли из них работают.

Вендоры в лице Alcatel-Lucent, Huawei, Nokia Siemens Networks и Motorola стоически демонстрировали LTE — красивые модемы Samsung и инженерные образцы LG выдавали десятки мегабит в секунду для изумленных такой скоростью пользователей. На стенде МТС для демонстрации сети “без обрывов” через оборудование Huawei даже качнули пару раз “Аватар” в HD-качестве. А на стенде Nokia Siemens Networks показывали демонстрацию многопотокового HD-видео и организацию видеоконференции с высоким разрешением. У “ВымпелКома” можно было увидеть примерно то же самое, что и недавно в Астане — от скоростного доступа в Интернет до сетевых игр. Однако, что будет с этой технологией в реальности, сейчас не скажет даже самый продвинутый аналитик или государственный чиновник: полосы частот под эту мобильную “беспроводку” в нашей стране еще только предстоит обнаружить и очистить.

На стенде “МегаФона” среди прошлогоднего оборудования для конфиденциальной сотовой связи и фемтосот был обнаружен VoIP-терминал для работы с программным комплексом “Мультифон”. Помимо “обычных” стационарно-мобильных телефонов он поддерживает видеосвязь, но только в сочетании с концентратором UMTS/Wi-Fi. Работали и проекты ВКС по 3G-сетям. У “Мегафона” это была оснащенная телеметрическим комплексом “Скорая помощь” Центра медицины катастроф. Формально врачи, прибегнув к данной услуге, могут удаленно поставить диагноз на основании полученных через защищенную сеть передачи данных “МегаФона” рентгеновских снимков, электрокардиограмм, показателей артериального давления и визуально оценить состояние больного с помощью видеозвонка.

Кроме того, на стендах производителей “железа” можно было обнаружить различные экспонаты для нагрузки сетей со скоростью 40G и 100G — это уже не фантастика, а реальность для крупных российских операторов связи. Ну и конечно проекты FMC/IMS — от VoIP на ПК-клиенте для массового рынка и IP-Centrex/Mobile IP Centrex до таких услуг, как работа единого номера для фиксированной и мобильной связи и непрерывность голосового вызова (демонстрации на сети оператора “бесшовного” перехода из сети GSM в Wi-Fi).

Очень слабо в этот раз выступили операторы мобильного WiMAX — на стенде “Скартела” абонентам раздавали шарики и давали посмотреть давно уже анонсированные устройства для доступа в Интернет, между тем сегмент для компаний СМБ отсутствовал полностью. Хотя это закономерно — компания уже квартал находится в “подвешенном” состоянии и это направление не развивается совершенно. WiMAX от “Комстара” представлен был весьма фрагментарно — руководство компании в очередной раз не захотело комментировать число пользователей этого проекта: очень вероятно, как мы и предполагали, что его развитие будет все-таки заморожено до состояния нишевого проекта без особых перспектив.

Операторы фиксированного ШПД традиционно рассказывали о своих мощных сетях передачи данных и целом сонме дополнительных информационно-развлекательных услуг, которыми они готовы осчастливить абонентов немедленно и на месте. При этом они кивали на Минкомсвязи, эксперты которого готовы к 2015 г. дать каждому абоненту канал со скоростью не меньше 100 Мбит/с и достичь уровня проникновения 60 линий на сто жителей, обогнав тем самым темпы роста в развитых странах.

Традиционные заклинания о строительстве своей IMS-сети в столице озвучили представители “Комстар-ОТС”, “умирающего” бренда, которому после постановки этой компании под контроль оператора МТС предстоит-таки исчезнуть. Из позитивных моментов было отмечено, что уровень цифровизации сети МГТС наконец-то достиг аж 63%, в то время как пару лет назад он был всего 42%. Правда, тендер на поставку абонентских устройств, которые бы позволили абонентам получать “по одному кабелю” все цифровые услуги, от VoIP по протоколу SIP до IPTV и быстрого доступа в Интернет, не объявляется уже полтора года (хотя наиболее вероятный победитель, по нашим данным, — Huawei). А чтобы получить доступ в личный кабинет для управления своим телефонным номером МГТС, абоненту по-прежнему необходимо с паспортом явиться пред светлые очи сотрудников компании на телефонный узел связи — по какой-то странной причине технологичный оператор связи до сих пор не решает эту проблему.

Опционально интересные сервисы можно было найти на стенде группы компаний “Акадо”. Здесь всем желающим демонстрировали 3D-телевидение. Причем, по заявлению руководства этого оператора, сеть компании к пропуску высококачественного видео готова, а уже реализуемые “Акадо” приставки HDTV способны принимать 3D-сигнал. Однако даже пользователям, купившим втридорога телевизоры с поддержкой 3D, радоваться рано: качественного 3D-контента для них очень немного, и ситуация чем-то напоминает похожий парадокс с HD. И здесь мало демонстрации парада или балета в формате 3D, как это было сделано во время проведения выставки, к примеру, на сайте ВГТРК, — для развития технологии нужен стабильный поток видеоинформации в новом качестве.