Практически завершив первый этап лихорадочного возведения сетей 3G, операторы “большой тройки” начинают активно продвигать мобильный Интернет как моно-услугу, формально отделяя ее от голосовых звонков и SMS. Даже в своих квартальных отчетах руководители этих компаний делают особый упор на рост ARPU мобильных пользователей услуг интернет-доступа— сейчас он в среднем составляет порядка 330 руб.

Кроме того, росту доходов от “мобильной беспроводки” помогает и тот факт, что сети доступа провайдеров фиксированного ШПДнаходятся далеко не в идеальном состоянии: часто по охвату территории выигрывают операторы именно мобильной связи, которые, правда, не могут похвастаться скоростями больше 1—2 Мбит/с в загруженных сетях.

В любом случае доходы российских сотовых операторов исключительно от передачи трафика за двенадцать месяцев 2009 г. увеличились на 63% — до 41,6 млрд. руб., а суммарный пользовательский трафик вырос на 138%, до 13,9 Пб (данные ComNews Research). Как несколько лет назад “Скай Линк”, сейчас компании “большой тройки” начинают осознавать, что голосовой трафик уже достиг своего “потолка”, и сосредотачиваются на педалировании услуг мобильного Интернета.

По сути 2009-й стал первым годом, когда UMTS-сети заработали в десятках регионов страны. В результате трафик, проходящий через эти системы, увеличился — его доля в общероссийском объеме мобильной передачи данных “скакнула” с 2 до 22%. Кстати, данный рост коррелирует не только с увеличением числа “мобильных” абонентов (31,2 млн. пользователей в 2008 г., 45,3 млн. в 2009-м и, как ожидается, 63,4 млн. в 2010-м), но и с увеличением ежемесячного трафика активных пользователей; просто далеко не все из них привыкли к увеличившейся скорости загрузки информации с помощью 3G-сетей.

Одновременно — и вполне закономерно — упала и доля трафика GPRS/EDGE: с 73 до 59%. Хотя это произошло не так уж и драматично: все-таки сети 3G, особенно в крупных городах, работают далеко не во всех зданиях, и абоненты “сваливаются” в тот же EDGE, поскольку массовой инсталлцяии пикосот или фемтосот пока не наблюдается.

Разумеется, основным драйвером роста были крупные города страны — во многих регионах операторы “большой тройки” откровенно ленились ставить больше нескольких базовых станций, да и те устанавливали в областных центрах, чтобы включить их для формального соответствия лицензионным требованиям.

Интересно, что большая часть мобильного интернет-трафика потребляется с помощью USB-модемов (доля UMTS-терминалов по итогам 2009 г. составляет всего 17%): именно эти простые устройства, цена которых упала гораздо ниже 1 тыс. руб., способны обеспечить выходом в Сеть любой компьютер. Кроме того, для корпоративных клиентов с десятками и сотнями пользователей компании “большой тройки” активно используют систему скидок и бонусов, являющейся в сегменте решений класса “мобильных офисов” наиболее агрессивной: продвигая выгодные пакетные предложения, можно получить клиентов, которым интересно сочетание “телефония + интернет”. Обычно в качестве “железа” для таких решений предлагаются 3G-маршрутизаторы со специальными тарифными планами.

На первом месте по доле рынка оказалась компания “МегаФон” с показателем 39% — в основном за счет активного продвижения USB-модемов, маршрутизаторов и нетбуков со встроенными адаптерами беспроводной связи. Второе место — у МТС с 21%, а “ВымпелКом”, несмотря на лидирующие позиции по числу запущенных в “боевом” режиме сетей 3G (74 сети), контролирует всего 16% рынка мобильного Интернета. Кстати, интересный момент: доля компании “Скай Линк”, которая еще в 2008 г. демонстрировала вполне хороший рост “индекса инноваций” в первую очередь из-за значительного внимания к интернет-доступу, снизилась с 25 до 18% — это четвертое место. И все-таки операторы “большой тройки” планомерно отнимают долю рынка у своего конкурента за счет снижения стоимости модемов, присутствия международного роуминга и множества модификаторов для тарифных планов, снижающих стоимость доступа. И замыкает пятерку Tele2 — известный мобильный дискаунтер, у которого нет лицензии на 3G-сети в России, но тем не менее свои 3% интернет-доступа по “беспроводке” компания контролирует.

Кстати, в самом ближайшем будущем операторам связи придётся решать, что им делать с одним из самых угрожающих сервисов, работающих для беспроводных систем, — мобильным VoIP, ведь по подсчетам Juniper Research (отчет Mobile Voice — Whispers of Change) число их абонентов по всему миру уже в этом году превысит 100 млн. человек, причем наиболее динамичный рост наблюдается именно в Восточной Европе. Российские операторы “большой тройки” пока не замечают влияния таких пользователей на свои сети, во всяком случае, как 3UK или Verizon Wireless, заключать соглашения о специальных условиях сотрудничества со Skype не спешат, но и блокировать VoIP-трафик в своих сетях не готовы. Хотя оборудование, позволяющее это сделать, у них имеется.

В любом случае исследователи из Juniper предупреждают операторов, что в ближайшем будущем роль голосового трафика существенно изменится в силу структурных, технологических и конкурентных причин. В то время как проникновение голосовой связи достигло точки насыщения рынка, VoIP благодаря именно мобильной “беспроводке”, наоборот, только набирает обороты. Все-таки для организации такого канала связи хватит даже стабильных 128 кбит/с и смартфона начального уровня. Не говоря уж о нетбуке с USB-модемом.