Похоже, сделку Lenovo — IBM — одну из крупнейших ИТ-сделок нынешнего века — можно признать успешной только сейчас. Точнее говоря, после публикации в конце мая официальных итогов деятельности Lenovo в минувшем финансовом году (FY’2009/2010), закончившемся 31 марта 2010 г. Согласно данным итогам, объем продаж Lenovo в FY’2009/2010 составил 16,6 млрд. долл., что на 11,4% выше аналогичного показателя FY’2008/2009 (14,9 млрд. долл.). При этом чистая прибыль компании составила 129 млн. долл. против 226 млн. долл. убытков годом ранее.

Некогда прибыльная Lenovo (эта компания ведет свою историю с 1984 г.) стала убыточной вскоре после того, как в 2005 г. она за 1,75 млрд. долл. приобрела подразделение персональных вычислительных систем IBM (IBM PSG). Тогда объем годовых продаж IBM PSG составлял около 10 млрд. долл., но этот бизнес был для Голубого гиганта убыточным. Приобретя подразделение IBM, Lenovo взяла на себя долги IBM PSG на сумму порядка 500 млн. долл. Необходимость выплаты этих долгов и сделала Lenovo на несколько лет убыточной.

Что же позволило Lenovo сделать бизнес ПК прибыльным? Причины стремительного роста продаж и выхода компании на прибыль вице-президент Lenovo Group, генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в странах СНГ Артур Вей (Arthur Wei) видит в технологическом совершенстве компьютеров, предлагаемых под торговыми марками ThinkPad, IdeaPad и IdeaCentre (в частности, в их исключительной надежности и долговечности, что в итоге приводит к сокращению совокупной стоимости владения этими устройствами), в ускорении темпов вывода на рынок новых привлекательных моделей и снижении издержек на их производство (что позволяет держать конкурентоспособные цены).

“За все время работы нашей компании она характеризовалась очень низким cjотношением расходов к доходам, — отмечает Артур Вей. — В то же время мы тратим достаточно большие средства (около 9% от выручки) на проведение НИОКР. Наши исследовательские центры располагаются в Китае (Пекин), США (Ралей, шт. Северная Каролина) и Японии (Ямато). В них в общей сложности трудятся около двух тысяч инженеров, дизайнеров и экспертов”. Вей утверждает, что ныне собственные производственные мощности Lenovo (они расположены в Китае, Индии, Мексике и Польше) не могут справиться с заказами, поступающими в адрес компании. Поэтому часть компьютеров она собирает на заводах OEM-партнеров.

Не исключено, что в скором времени положение Lenovo в мировой табели о рангах производителей ПК станет еще выше. Согласно официальным отчетам, в I квартале календарного 2010 г. (Q1/2010) — IV квартале минувшего финансового года Lenovo — объем продаж этой компании составил 4,3 млрд. долл., что на 56% лучше аналогичного показателя Q1/2009 (2,7 млрд. долл.). Сообщается, что в течение первых трех месяцев нынешнего года компания реализовала около 7 млн. десктопов, ноутбуков и нетбуков, что примерно на 60% больше по сравнению с тем же периодом 2009 г. При этом большую часть квартальной выручки (около 62%) Lenovo получила за счет продаж портативных компьютеров. Непрерывный рост продаж (опережающий среднемировые темпы роста продаж компьютеров) привел к тому, что в течение минувшего календарного года доля Lenovo на мировом рынке ПК постоянно росла: 6,9% (Q1/2009), 8,5% (Q2/2009), 8,9% (Q3/2009), 9,0% (Q4/2009).

Увеличились продажи компьютеров Lenovo и в нашей стране. По оценкам ITResearch, если в Q1/2009 по объемам продаж своих настольных и мобильных ПК в России (в штучном выражении) Lenovo занимала восьмое место, то по итогам Q1/2010 она заняла пятое место. На это же место (по итогам Q1/2010) ставят продажи Lenovo в России и аналитики IDC. “В 2009 г. наша компания утроила поставки компьютеров в Россию в натуральном выражении и удвоила в денежном”, — сказал Артур Вей. Если говорить о мировых продажах ПК, то здесь, по итогам 2009 г. Lenovo занимает четвертое место.

В качестве основных драйверов потребительского и корпоративного рынков ПК (сейчас и в обозримом будущем) Артур Вей называет три: мобильный Интернет, цифровой дом и облачные услуги (Cloud Services).