Компании Fujitsu и Toshiba собираются интегрировать свои сотовые подразделения ради сокращения затрат на разработку, производство и сбыт мобильных телефонов.
Для этого будет создана новая компания, в которой основная доля (70—80%) достанется Fujitsu, а Toshiba переведет в нее 360 своих разработчиков и передаст все операции по выпуску сотовых телефонов. Другие подробности будут объявлены в июле после заключения окончательного соглашения, а новая компания начнет работать в нынешнем октябре и займет на японском сотовом рынке второе место с долей 18,7% после Sharp (ее доля составит 26,2%).
Данное событие не стало сюрпризом для наблюдателей. Дело в том, что сотовый рынок Японии быстро сокращается — за последние два года спрос упал на 40% (диаграмма 1). Это приводит к росту конкуренции и уменьшению числа игроков. После завершения этой сделки сотовые телефоны будут выпускать шесть японских групп компаний, а три года назад их было 10. Так, недавно совместное предприятие организовали NEC, Hitachi и Casio Computer. Аналитики ожидают дальнейшей консолидации, направленной на экономию расходов и повышение эффективности бизнеса.
Аналитики считают сделку Fujitsu и Toshiba целесообразной и с технологической точки зрения. Fujitsu хоть и предлагает специализированные телефоны, такие как водонепроницаемые, снабженные считывателем отпечатков пальцев и предназначенные для пожилых людей, но не поставляет смартфоны. А этот сегмент мобильного рынка сейчас очень быстро растет. Toshiba выпускает смартфоны на базе ОС Microsoft Windows для рынков Японии, Европы и Азии. Согласно заявлению участников сделки, объединенная компания будет разрабатывать телефоны следующего поколения для растущего рынка смартфонов.
Предполагается, что слияние также позволит участникам сделки расширить сеть сбыта в Японии за счет партнерства с ведущими местными мобильными операторами. Fujitsu продвигает свои телефоны через компанию NTT DoCoMo, занимающую первое место, а Toshiba — через второго игрока KDDI.
Сокращение японского сотового рынка вынуждает поставщиков искать дополнительный простор для роста. Не случайно Fujitsu и Toshiba собираются поставлять новые телефоны на зарубежные рынки, на которых японские производители сейчас не играют заметной роли (диаграмма 2): их совокупная доля на мировом рынке сотовых телефонов не превышает 3%. В основном они продвигают небольшие партии телефонов через местных операторов в отличие от крупнейших мировых игроков, таких как Nokia, которые производят новые модели в массовых количествах и используют разные способы их продвижения