Желание обеспечить пользователям смартфонов функциональность “текстового пейджера” для приема и отправки электронной почты заставляет операторов “большой тройки” время от времени реализовывать небольшие, очень локальные проекты в данной области. Случается это с периодичностью где-то раз в год, но особого развития такие проекты пока не имеют — ввиду небольшого распространения “умных мобильных” в абонентской базе, да и сети передачи данных не обладают необходимой пропускной способностью. Фактически работу с электронной почтой “на ходу” пока что может обеспечить только услуга BlackBerry, которую крайне медленно и осторожно продают МТС и “ВымпелКом”: все остальные решения в той или иной степени пытаются повторить успех этого проекта для корпоративных пользователей.

Напомним, что в США частные клиенты BlackBerry обслуживаются через промежуточный сервер BIS, работающий не у оператора связи, а у производителя этого решения — компании RIM (Research in Motion), которая получает от оператора часть абонентской платы за данный сервис. Но применить подобную схему в России до сих пор не решаются, так что “частникам” остается использовать множество программных продуктов, чтобы иметь возможность пользоваться электронной почтой.

Операторы же пока “атакуют” только пользователей мобильных систем на базе ОС Symbian. Еще три года назад “МегаФон” запустил сервис MegaSync, базой для которого было выбрано давнее решение IntelliSync компании Nokia. Тогда, в перспективе, абонентам обещали версии для смартфонов на базе Windows Mobile, но ничего подобного не случилось: программное обеспечение MegaSync по-прежнему совместимо только с коммуникаторами Nokia Series 60 3rd Edition. Похоже, примерно на те же грабли решили наступить и в “ВымпелКоме” — в конце июня был представлен проект сервиса мобильной электронной почты Nokia Messaging от “Билайна”. Судя по риторике, он запущен “впервые” — выглядит это странно, поскольку за рубежом Nokia Messaging с поддержкой Mail on Ovi стартовал еще в декабре 2008 г.

Но не будем придираться к цифрам, все-таки ключевыми преимуществами этого решения являются возможность синхронизировать до десяти почтовых аккаунтов на совместимом мобильном устройстве, автоматическая доставка почты благодаря технологии push, а также фиксированная плата за безлимитный доступ к почте. Предположим, что частным пользователям, на которых ориентировано это предложение, такого перечня сервисов хватит — ведь у того же MegaSync к этому добавляется автоматическая синхронизация контактов, календаря и задач, резервное копирование персональных данных, а также их блокирование или удаление в случае утери либо кражи мобильного терминала (работает не всегда стабильно, но это отдельный разговор). Единственное, что привлекает в Nokia Messaging (название услуги будет именно такой), — это единая ежемесячная цена в 195 руб. за пользование сервисом: то есть никакого формального ограничения по почтовому трафику не предвидится. Ну и, как всегда, вся эта прелесть работает только “в домашнем регионе”. О недорогой почте во внутрисетевом и уж точно в международном роуминге не стоит и мечтать: там тарификация пойдет по трафику со стоимостью от 10 долл. за мегабайт. Интересно, сколько будет пользователей, которые об этом в первое время забудут о такой “странной” тарификации?

Нужно отметить, что это локальная услуга только для терминалов под управлением S60 — то есть производства Nokia. Среди них назовём такие модели, как E72, E75, N96, N97, N900, на которых с электронной почтой работать удобно, но все-таки это крайне ограниченное решение: под “железо” только одного производителя и одного оператора связи. Правда, функциональные возможности вполне достойные. В жестких рамках работы Nokia Messaging обеспечивает автоматическую доставку электронной почты по протоколу IMAP IDLE, поддерживает учетные записи для Yahoo! Mail, Google Mail, Windows Live Hotmail, Ovi Mail и POP/IMAP — всего для частного клиента можно “подвязать” к своему устройству до десяти аккаунтов, которые будут проверяться автоматически. Кроме того, система обучена работать с Google Apps, Yahoo! Small Business. Есть возможность получать почту в формате Html с сохранением структуры почтового ящика по папкам. Для работы нет необходимости устанавливать какое-либо ПО; кроме того, Nokia Messaging без проблем можно использовать на телефонах Nokia вместе с другими программами для работы с электронной почтой. Но вот если на терминале уже установлен Nokia Intellisync Mobile Suite, то его придётся удалить. В остальном — все просто: если придет новое сообщение, пользователь сразу услышит звук уведомления или почувствует вибрацию, а на панели меню появится значок @. На главном экране в новых моделях также отображаются темы последних полученных сообщений.

Самое странное, что в день выхода релиза о Nokia Messaging первая линия абонентской службы компании “ВымпелКом” (ответы на информационные запросы) ничего не знала об этом сервисе. Пока что он находится в тестовой эксплуатации и будет запущен в полноценном режиме только с первого июля — именно тогда, как обещает руководство оператора сотовой связи, пользователи и смогут уточнить каким образом можно будет ее подключить и как она будет тарифицироваться.