Уменьшить сложность разработки, внедрения и интеграции мобильных бизнес-приложений очень важно для ИТ-директоров самых разных организаций. Компаниям, строящим собственные приложения, нужна единая платформа разработки, позволяющая создавать как клиентские программы, так и ПО, выполняемое на сервере.

“Внедрить мобильность” — это значит создать и установить на телефоны и КПК служащих (например, с Windows Mobile) приложения, способные работать с насыщенным интернет-контентом (RIA). Помимо клиентской функциональности это означает также возможность эффективно интегрировать такие RIA-приложения с базовыми корпоративными системами. Поэтому важно, чтобы ИТ-директора продумали эти аспекты заранее — до того, как они осложнят жизнь ИТ-персоналу и бизнес-пользователям.

ИТ-подразделениям следует тщательно взвесить преимущества и недостатки выбранной мобильной стратегии, включая выбор устройств, платформы разработки и, самое главное, бизнес-функций, которые должны быть переданы на мобильные устройства.

Вот некоторые факторы, которые должны учесть организации, взвешивая тот или иной вариант разработки мобильных бизнес-приложений:

Требования к платформе

Мобильные приложения должны быть доступны для всех бизнес-пользователей. Платформа разработки должна давать простые возможности для реализации безопасности, прав пользователей и предоставления ресурсов, охватывающие весь диапазон требований.

Эти платформы должны включать уровни транспорта данных и коммуникации, позволяющие серверам обрабатывать запросы от большого количества мобильных устройств. Основная масса сегодняшних мобильных платформ требует от программиста значительных объемов кодирования, чтобы обеспечить это взаимодействие между сервером и клиентами.

Платформы должны быть также равно эффективными при разработке клиентского интерфейса, уровня данных и бизнес-логики приложений. Но эта эффективность — лишь одно из требований к сильной платформе мобильных приложений.

Масштабируемость, надежность в работе и целостность транзакций важны, как никогда. Поскольку функции коммуникации составляют суть мобильных устройств, избранная платформа должна иметь высокоустойчивые средства восстановления после сбоев и обработки исключений. Кроме того, вероятность объема транзакций на уровне оператора связи означает, что платформа должна быть не просто масштабируемой, а высокомасштабируемой до многих уже проверенных уровней транзакций.

Требования стратегии

Стратегии корпоративных мобильных приложений должны учитывать, что могут потребоваться различия в бизнес-процессах, чтобы достичь максимально высокой степени интеграции, безопасности и целостности транзакций. В частности, эта стратегия может включать внедрение и использование бизнес-приложений с участием облачных серверов и даже ПО как услуги (SaaS).

Вне зависимости от подхода предоставление ресурсов пользователям является главным аспектом любой мобильной стратегии. Будет ли выбранный подход к предоставлению ресурсов долгосрочным? Требуется ли вмешательство человека для подключения новых пользователей? Как идентифицируются пользователи? Какие права им передаются? Только в процессе детального анализа своего бизнеса организация может сформулировать верный процедурный и стратегический подход.

Многие процедуры и структуры данных могут быть просто рудиментами процессов, выполнявшихся раньше вручную, или прежних подходов к автоматизации. В таких случаях следует задаться вопросом: действительно ли необходим этот шаг в процессе? Какая потребность бизнеса, требование отчетности или регулятивная норма делает необходимым этот процесс или данные? Как новые возможности, созданные мобильными приложениями, могут улучшить взаимодействие для заказчиков или пользователей? Что достижимо теперь из невозможного раньше?

По самой своей природе мобильные бизнес-приложения могут быть дополнены необходимыми геопространственными данными. На уровне ИТ местоположение и параметры использования устройства могут отслеживаться и записываться для непрерывного и прозрачного управления ресурсами. При обычных деловых операциях положение терминала ввода данных, как правило, фиксировано. В мобильных приложениях местоположение устройства может все время меняться, и его текущее положение и близость к другим мобильным устройствам или известному расположению фиксированных устройств могут быть важными параметрами бизнес-процесса.

Например, в бизнес-приложении, включающем управление ресурсами, местоположение устройства (по GPS) в момент ввода данных может быть очень важно. Можно улучшить координацию и корректировку маршрута, если известно местоположение других мобильных устройств. Существующие бизнес-приложения часто разработаны без должной структуры данных для отслеживания геопространственных метаданных. Требования интеграции должны быть учтены на уровне стратегии, чтобы гарантировать успех их последующей реализации.

Требования интеграции

Стандартные подходы к интеграции усложняются, когда используются мобильные устройства вместо традиционных клиентов с фиксированным положением. Асинхронная интеграция перестала быть исключением из стандартного бизнес-процесса, а становится одним из главных рабочих сценариев.

Учитывая это, платформа интеграции должна иметь надежные асинхронные средства для так называемых “долгопротекающих процессов”, т. е. таких, что могут длиться часы, дни и даже недели до их завершения — в отличие от синхронных процессов, которые могут выполняться изнутри сети.

В таких традиционных сценариях, если нарушено соединение между клиентом и сервером, бизнес-процесс просто останавливается. Многие из нас, вероятно, были свидетелями ситуации, когда оператор банка говорит: “Извините, но компьютер завис, вам придется немного подождать”. В случае мобильных устройств статус “оффлайн” может ожидаться в любой момент. Следовательно, нужно обеспечить, чтобы процесс выполнялся, пока это возможно, а потом был возобновлен, когда вновь будет установлено соединение.

По этой причине интеграция электронной почты будет, по-видимому, важным требованием. На практике мы не можем ожидать, что пользователь будет беспрерывно проверять, не прервался ли (и возобновился ли) процесс. Гораздо проще и удобнее встроить соответствующее уведомление на стадии разработки мобильного приложения.

Сообщение вроде “Миссис Джонс, ваша заявка на командировку одобрена. Щелкните ссылку ниже, чтобы завершить процедуру оформления” будет гораздо предпочтительнее, чем стандартный экран сбоя, гласящий “Нет доступа к данным”. Платформа интеграции приложений с поддержкой почтовых серверов и протоколов даст дополнительные удобства пользователю при возврате к RIA-приложению, чтобы завершить транзакцию.

Слияние ИТ с бизнес-процессами

Разработчики мобильных приложений сталкиваются с дилеммой о курице и яйце: следует ли сначала выбрать платформу, а потом формулировать бизнес-требования исходя из того, на что она способна? Или же следует выявить требования, а потом выбирать платформу, которая сможет лучше их удовлетворить?

Мы рекомендуем комбинацию этих подходов. Важен первоначальный, высокоуровневый анализ требований, чтобы наметить общую стратегию, но конкретные детали того, что удастся реализовать, будут определяться набором наличных возможностей.

Если главным для вашего ИТ-подразделения является простота разработки, то введите этот параметр в свой выбор платформы мобильных приложений. Если на первом месте стоит срок исполнения, то учтите и это. Если важнее всего устойчивость платформы и безопасность, то пусть они будут главными критериями выбора.

После того как вы предварительно выбрали платформу, можно обратиться в отдел профессиональных услуг вендора, чтобы там помогли вам сформулировать детальные бизнес-требования, максимально использующие все возможности данной платформы.

Хорошая новость в том, что работающие с метаданными платформы мобильных бизнес-приложений есть на рынке уже сейчас; они могут помочь вам достичь оптимального сближения ваших ИТ- и бизнес-стратегий. Эти платформы позволят создать именно такие мобильные бизнес-приложения, каких ждут пользователи, сохранив при этом безопасность и целостность ваших бизнес-процессов, использующих ИТ.