Когда мы обсуждали со Стюартом Фейлом, издательским директором раздела Insights в журнале Forbes, опубликованный недавно доклад “Создание облаков: предприятия разрабатывают стратегии облачных вычислений”, подготовку которого спонсировала корпорация EMC, он сказал: “Честно говоря, в этом докладе нет ничего, что могло бы сильно удивить”.

В докладе представлены результаты опроса 235 начальников ИТ-подразделений и других лиц, находящихся на связанных с ИТ руководящих постах (свыше 90% из них занимают должности вице-президентов или директоров и более высокие) в компаниях с годовым объемом продаж, превышающим 500 млн. долл. В публикацию включены также выдержки из интервью с пятью руководителями информационных служб и главными технологами, работающими в различных областях — здравоохранении, правительственных органах, в области инжиниринга и в энергетике.

Лаконичное замечание Фейла можно было бы истолковать так, будто с корпоративными облаками ничего важного не происходит. Но это было бы неверно. В действительности доклад Forbes показывает, что в “большинстве компаний проекты использования облаков, если таковые вообще имеются, находятся на ранних этапах развития. Однако подавляющее большинство ИТ-руководителей, как минимум, приступили к оценке преимуществ технологии облаков, уделяя основное внимание частным облакам”.

Частное облако определяется в докладе как такое, “в котором инфраструктура и приложения управляются и контролируются использующим их ИТ-подразделением независимо от того, разработано оно собственными силами или предоставлено внешним сервис-провайдером”. А публичное облако — это такое, “где инфраструктура и приложения предоставляются сторонней фирмой множеству клиентов; оно размещается в ЦОДе у такого провайдера и управляется им”.

По словам Фейла, один из главных недостатков публичного облака заключается в том, что предстоит проделать еще большую работу по завоеванию доверия высокопоставленных корпоративных пользователей. Лишь 4% респондентов сообщили, что у них имеется стратегия в отношении общедоступного облака, которую они в данное время и реализуют. Большинство занимается оценкой публичных облаков (38%) и пилотными исследованиями (23%) в этой области, а целых 35% не планируют их использовать.

Это не должно удивлять, если учесть, что общедоступные облака пока не вполне удовлетворяют важнейшим требованиям предприятий, касающимся управляемости, понимания происходящего, безопасности и соблюдения нормативных требований.

Фейл считает, что складывающееся представление о корпоративном публичном облаке подразумевает выборочный перенос в него ключевых приложений и приемов работы (например, продаж). Помимо этого, возможно, будет достигнуто согласие относительно того, что облако должно быть привязано к динамическим факторам, таким как корпоративная стратегия интеграции поглощенных компаний, обслуживание региональных офисов, поддержка команд из сотрудников, находящихся в разных странах, поддержание партнерских и других тесных рабочих отношений с другими компаниями, предоставление сотрудникам возможности работать дома и иные обусловленные конкретными обстоятельствами факторы.

На этой основе формируются потребности, тенденции развития, соображения финансового порядка и основные направления работ, напоминающие те, которые малый и средний бизнес обычно рассматривал в качестве вполне подходящих для передачи сервис-провайдерам.

Совершенно иная картина складывается, когда мы говорим о частном облаке, сказал Фейл. Лишь 7% опрошенных журналом Forbes сообщили, что их фирмы создают сейчас частные облака, а более половины изучают такую возможность. Кроме того, четверть респондентов осуществляет пилотные проекты, и лишь 16% не планируют применять данную технологию.

Сравнение диаграмм, характеризующих эти две парадигмы, показывает, что в случае с частным облаком доля не спешащих его создавать почти наполовину ниже (16% против 35% ответивших, что “не планируют использовать”), а доля “первопроходцев” примерно вдвое выше (7% против 4% уже реализующих данную технологию), чем в случае с общедоступным облаком. “Совершенно очевидно, — сказал Файл, — что основные события разворачиваются сейчас вокруг частных облаков”.

Набирающая силу тенденция создания собственных облаков имеет мощные стимулы в виде фундаментальных требований любого бизнеса и современных корпоративных ИТ. Ее развитию способствуют также уже проверенная надежность таких ключевых технологий, как виртуализация, и их совершенно очевидная роль в консолидации ЦОДов и оптимизации потоков работ.

Практически все респонденты считают, что облачная технология позволяет сократить затраты, а 89% сообщили, что перед ними поставлена такая задача. Подавляющее большинство полагает, что облачные решения дают возможность наиболее простым способом решить задачи динамического выделения вычислительных мощностей и объемов хранения, управления приложениями и лицензиями, резервного копирования, а также собственные проблемы ИТ-подразделений, такие как управление кадрами. А немалое число респондентов признает важнейшую роль облаков в достижении стратегических целей компании, включая совершенствование совместной работы и обмена информацией с партнерами, поставщиками и клиентами.

Доводы в пользу облачных вычислений

Основные тенденции, определяющие в этом году приоритеты и бюджеты ИТ-подразделений, — это консолидация и виртуализация. Облака вполне им соответствуют. Как и достижению других по-прежнему важных целей, таких как интеграция данных, которую легче осуществить в тех вычислительных средах, что поддерживают облегченные API-интерфейсы в стиле Интернета и веб-сервисы.

Фейл отметил, что другой важнейший приоритет ИТ — безопасность — и соответствующая статья расходов показывают, где на крупных предприятиях может пройти разделительная линия между публичным и частным облаком. “Безопасность очень, очень важна для таких компаний, — сказал он, — и заботы о ней явно препятствуют использованию публичных облаков”.

С другой стороны, продолжал Фейл, если взглянуть на вещи иначе, повышение гомогенности и стандартизации, совершенствование процессов, проведение аудита, сокращение количества используемых приложений и их версий, другие непосредственные результаты использования облака — всё это можно рассматривать как укрепление безопасности.

Если верить докладу, облака позволяют добиться прекрасных результатов. Например, под руководством шефа ИТ-службы Гейера Рамлета международная строительная фирма Bechtel воспользовалась технологией облака (в частности, виртуализацией серверов), чтобы уменьшить количество ЦОДов с 27 всего до трех общей площадью 30 480 м2. Одновременно Рамлет начал применять пакет решений для удаленного облака под названием Project Services Network (PSN). Эти решения позволяют Bechtel организовать свою площадку на любом континенте и поддерживать крупномасштабные долгосрочные проекты без создания или обслуживания локальной ИТ-инфраструктуры помимо настольных ПК, локальной сети и выхода в Интернет, подытожил Фейл. В результате команда Рамлета сократила число приложений, которые ей необходимо поддерживать, с примерно 1600 (а каждое еще имело несколько версий) до немногим более 200.

“Мы стремились к более высокой эффективности и простоте, — заявил часто цитируемый в докладе Рамлет. — Для достижения этих целей важно сократить количество приложений, площадок и физических серверов. Чем меньше площадок, тем меньше ресурсов расходуется впустую и тем меньше шансов что-нибудь испортить”.

Такая упрощенная система является более гибкой, она проще в обслуживании и эффективнее. Кроме того, она (во всяком случае, в принципе) более надежна и ее легче защищать. Другие ее преимущества — легкость создания метрик, процессов кодификации и различных способов масштабирования систем для достижения еще более высоких уровней обслуживания, доступности, устойчивости, а также для снижения затрат на ИТ.

Подобные консолидированные ЦОДы, где широко используются виртуализация, набор приложений и процессов, — это последнее нововведение. Представляется, что предприятиям следует создавать такие ЦОДы, экспериментировать с ними, оптимизировать их, а затем учиться управлять ими, масштабировать их, обеспечивать их защиту и, в конечном счете, учиться доверять им.

К сожалению, доклад показывает, что руководители ИТ-подразделений по-прежнему рассматривают отсутствие у компании собственного опыта и соответствующим образом обученного персонала в качестве главного препятствия на пути к созданию частных облаков. Но они быстро учатся.

И когда завершится процесс создания консолидированных ЦОДов, общедоступные облака будут выглядеть гораздо привлекательнее. Компания Bechtel уже использует такое облако для хранения данных в моменты пиковой нагрузки. Следующим шагом, прогнозирует Рамлет, станет эксперимент с установкой некоторых своих серверов в чужом ЦОДе.

“Как только вы начинаете рассматривать это в качестве облачного сервиса, реальный переход к использованию сторонних общедоступных сервисов (а не тех, которые вы создаете сами) не кажется таким уж резким, — сказал он. — Вы начинаете приспосабливаться к той же самой архитектуре, тем же технологиям, стандартам и операциям. Вы как бы становитесь равноправными сотрудниками. Демаркационная линия между частными и публичными облаками начинает размываться. И дела принимают в высшей степени интересный оборот”.