Компания ЛАНИТ принадлежит к числу крупнейших и наиболее успешных на российском ИТ-рынке. На сегодняшний день ее бизнес хорошо диверсифицирован, и в нем представлены практически все основные развивающиеся в России направления, начиная с дистрибуции и заканчивая услугами аутсорсинга. С учетом этого мы обратились к президенту ЛАНИТа Георгию Генсу с рядом вопросов относительно текущей ситуации на рынке. С ним побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

PC Week: Последние полтора года существенное количество публикаций в прессе было посвящено кризису: проблемам, урокам, последствиям… Как вы думаете, эти обсуждения уже потеряли практический смысл или еще остаются вопросы?

Георгий Генс: Я думаю, эта тема, вряд ли когда-нибудь будет закрыта, потому что будут и другие кризисы, и опыт, который приобрели компании, им еще пригодится. Более того, ведь и нынешний кризис еще не закончился. Пессимизма стало меньше, оптимизма больше, но к докризисному уровню мы не вернулись. А для экономики и компаний, которые были ориентированы на рост, не вернуться в прежнее состояние и продолжать работать в неестественной для них ситуации — это довольно тяжело. Ведь всё это время сохранялась инфляция (правда, уровень ее снизился, что замечательно), и снова пришлось увеличивать ранее замороженные, или даже урезанные, фонды оплаты труда. Соответственно, затраты компаний опять растут, основные возможности оптимизации расходов уже исчерпаны, а бизнес в прежнее состояние еще не вернулся, и роста пока не видно. Поэтому сложностей впереди еще много.

PC Week: А что бы для вас послужило признаком завершения текущего кризиса? Достижение прежнего уровня бизнеса? Выход на прежние темпы роста?

Г. Г.: И то, и другое. Обеспечить высокие темпы роста после значительного падения бизнеса не так уж сложно. Задача в том, чтобы, восстановив прежние обороты, не потерять набранные темпы. Тогда мы выйдем на прежнюю кривую роста, хотя и с некоторым сдвигом по времени. Кстати, вполне возможно, этого никогда и не произойдет — никто здесь гарантий не даст. И это будет означать, что мир сильно изменился, а пока мы исходим из того, что можем вернуться в ту же реальность.

PC Week: А как далек сейчас ЛАНИТ от своих лучших времен? Известно, что сокращение персонала у вас было незначительным, а бизнес диверсифицирован…

Г. Г.: Валовое падение бизнеса и количество сотрудников — показатели, не очень связанные. Больше всего по объему у нас “упала” дистрибуция, а в ней занято меньше всего людей. В интеграции их требуется много, но тут снижение оборотов было существенно меньшим — на единицы процентов. Соответственно, все остались на местах. Другой бизнес, вклад которого в наш оборот сравнительно мал, но в котором занято много сотрудников — заказная разработка ПО, но тут падения вообще не было. Что касается текущего оборота, то сейчас он примерно на 10% ниже наших наиболее высоких показателей (если считать в долларах). Задача в том, чтобы 2010 г. был лучше 2008-го, а такой шанс есть, поскольку в конце 2008-го уже стало плохо, а сейчас тенденция все-таки положительная. Мы понимаем, что проблемы еще могут быть, но надеемся, что сможем их преодолеть.

PC Week: Сейчас все говорят об эффективности и инновациях. В том числе и наше правительство. Каково ваше отношение к тем инициативам, которые сейчас озвучиваются? В частности, к проекту в Сколкове, в адрес которого высказывается множество критических комментариев.

Г. Г.: Тут я, пожалуй, буду не как все. Хотя я бы предпочел, чтобы были реализованы другие проекты, но лучше попытаться сделать Сколково, чем вообще ничего не делать. В ходе этого проекта можно будет многому научиться. Будет замечательно, если он получится, ведь это стимулирует создание других инновационных проектов.

PC Week: Но такого рода попыток уже было немало: СЭЗ, технопарки, госкорпорации…

Г. Г.: К великому сожалению, эти попытки в большинстве своем были непоследовательны. Мы в свое время тоже пытались строить технопарк в Дмитровском районе. Потратили огромное количество времени и денег: купили землю, разработали проект — всё это у нас есть и сейчас. Хотели в пустом поле сделать микрогород, в который переедет наша компания и некоторые другие фирмы. Проблема в том, что государство, пообещав помогать с созданием инфраструктуры (дороги, детсады, школы), то есть выполнить свои прямые обязанности, не помогло ничем. Там где была предоставлена хоть какая-то помощь, проекты, пусть не быстро, но развиваются. Я думаю, что технопарки, например, в Казани и Новосибирске начнут со временем приносить пользу. Там, где государство выполняет свои обещания, достигнут вполне определённый успех. Положительную роль может сыграть и шумиха вокруг Сколково —провал после стольких разговоров станет сильным ударом по репутации очень серьезных людей, на которых возложено управление, и они вряд ли это допустят. Так что развернувшиеся дискуссии только повышают шансы на успех. Важно, чтобы проект был доведен до конца. Но говорить заранее, будто всё будет плохо, — неправильно. Априорное недоверие гарантирует неудачу.

PC Week: А много вы знаете госпрограмм, затрагивающих область ИТ, которые бы успешно реализовывались? Ведь ваша компания, наверное, участвовала во многих из них…

Г. Г.: Например, проект интернетизации школ. Конечно, есть и нарекания, но, тем не менее, в большинстве школ Интернет сегодня есть, и дети имеют доступ к компьютеру. Учителей обучили информационным технологиям, передовым вузам дали денег, что позволило перейти на другой уровень оснащенности ИТ… Мы участвовали во многих программах, в том числе и в ФЦП по обеспечению обучения детей с ограниченными возможностями. Многие из них уже получили принципиально другое образование. Раньше учитель должен был посещать таких детей на дому и тратил на это в среднем 12 часов в неделю, причём это не всегда был лучший преподаватель, а как правило тот, который ближе живет. А сейчас благодаря программе, которая была начата в Москве с громадной помощью Правительства Москвы и проводится довольно давно, дети с ограниченными возможностями во многих регионах получают такое образование, которое позволяет им опережать по результатам ЕГЭ своих здоровых сверстников. При этом они хорошо образованы в области ИТ, а значит, могут найти себе работу в этой области. У них появилось будущее, и в этом нужно отдать должное государству.

PC Week: Тот объем льгот, который государство планирует реализовать в Сколкове, заставляет задуматься, позволяет ли сложившаяся среда занять ИТ-отрасли более достойное место в экономике. Как вы считаете?

Г. Г.: ИТ-бизнес развивался (и развивается) без поддержки государства. Он с самого начала сложился именно как рыночный и чрезвычайно конкурентный. Здесь всё определяют люди, идеи, технологии. А в государстве, к сожалению, об инновациях пока больше разговоров, чем дела. Они воспринимаются как отдалённое будущее. И конкретная проблема здесь, на мой взгляд, — налогообложение. Считаю, что наша налоговая система не способствует развитию отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Если есть желание их стимулировать, зачем вводить налог на добавленную стоимость, который к тому же и наиболее сложен в администрировании? США, где нет НДС, развиваются быстрее тех стран, где этот налог есть. Отчасти по той же причине производительность труда там тоже выше: меньше барьеров и администрирования, налогом облагается потребление, а не создание продуктов. Я думаю, что без изменения системы налогов в пользу высокотехнологичных областей принципиальных изменений в сфере ИТ быть не может. Если действующие правила привели к такой структуре экономики, то изменить её, не меняя правил, не получится.

PC Week: А вам не кажется, что в случае изменения налоговых и других условий в благоприятную для ИТ-компаний сторону конкуренция на этом рынке может еще более обостриться ввиду того, что он станет привлекательным, например, для крупных международных дистрибьюторов? Одно время много опасений высказывалось по поводу их возможного прихода в нашу страну.

Г. Г.: Я думаю, это нестрашно. А какие правила препятствуют их приходу сюда сейчас? Раньше были таможенные брокеры, но их уже давно нет. Хотя, конечно, зарубежные компании пугает наша бухгалтерская и налоговая система, есть и другие сложности. Кризис многому научил нас всех, и если западные компании придут сюда и у нас будет нормальное поле для соперничества, мы научимся конкурировать и сами придем к ним, на Запад.

PC Week: В одном из опубликованных интервью вы, кстати, сказали, что видите свою задачу в расширении внешнеэкономической деятельности. Получается?

Г. Г.: Эта задача так и остается на перспективу. Мы запустили один бизнес в нескольких странах, но пока там легче потерять, чем заработать деньги. Это трудный и сложный проект, и нужно многому очень серьезно учиться. Мы умеем делать заказные разработки для западных компаний, но это не так интересно, потому что это отчасти заработок на продаже интеллектуальных ресурсов. Мы не умеем, не научились пока выходить за рубеж со своими продуктами. Те, кто научился (ABBYY, “Лаборатория Касперского”) — просто молодцы…. Хотя должен сказать, что это получается всё лучше и лучше. Надеюсь, количество перерастет в качество, и движение примет лавинообразный характер. А предложить есть что. В частности, в одной из наших компаний разработали довольно интересную систему, которая позволяет управлять компьютером не мышью, а жестами, для их распознавания придуманы красивые математические алгоритмы. HP Labs намерена потратить два года на разработку похожего решения, а у нас оно уже есть, и, очевидно, оно может найти применение. Но как выйти с таким продуктом на международный рынок?

PC Week: А в чем смысл выходить туда, если это трудно, а тут еще поле для деятельности большое?

Г. Г.: Мы — компания эффективная для России? Да. А эффективны ли мы по западным меркам? В бизнесе есть элементы спорта — всегда за что-то борешься и с кем-то соревнуешься. Конечно, можно всю жизнь участвовать в соревнованиях на первенство России, но ведь интересно выступить и на первенстве Европы, а еще лучше — на Олимпийские игры съездить. Пусть просто поучаствовать, а заодно проверить, можешь ли выступать наравне с другими. Я хочу быть уверен, что всё делаю не хуже, чем они. Работать не хуже, чем HP и IBM в России мы уже умеем. Но, может быть, в США эти компании работают лучше, чем в России? Пока я этого не знаю. Кроме того, подобный опыт дает очень много, позволяет лучше работать здесь и не ошибаться там.

PC Week: На сайте ЛАНИТа сейчас представлено 14 направлений бизнеса. Какие вы считаете наиболее перспективными для дальнейшего развития компании?

Г. Г.: Неперспективные направления мы бы уже закрыли. Конечно, не все имеющиеся направления равнозначны. Скажем, доля дистрибуции в обороте существенно выше, чем ИТ-аутсорсинга. И потому ясно, что мы будем уделять ей серьезное внимание, хотя еще с 1997 г. высказываются опасения, что дистрибьюторы будут не нужны. Риски для дистрибуции действительно существуют, и за последнее время они увеличились, но я уже привык к таким разговорам и полагаю, что дистрибуция продержится еще много-много лет. А может быть, еще и развиваться будет, поскольку у дистрибьюторов есть свои преимущества. Мы же эффективно работаем: у нас отличная B2B-система для дилеров и хорошо организованный склад. С нами трудно конкурировать. Чем лучше та же Ingram Micro?

PC Week: А перспективы ИТ-аутсорсинга как вы оцениваете?

Г. Г.: Мне казалось, что к настоящему времени это направление уже должно было получить гораздо большее развитие на нашем рынке. Движение есть, но очень неспешное. Тем не менее, я думаю, что наступит время и начнется бум. Так уже бывало не раз. Например, SAP долгое время не могла стартовать в России, а когда стартовала, практически все проекты были неуспешными. Мы в то время считали, что этим заниматься точно не нужно — проще сделать свою разработку. И оказались не правы, так как последовал взрывной рост бизнеса SAP, многие компании уже получили реальную пользу от внедрения ее систем. Мы, например, за три месяца смогли автоматизировать склад и без каких-либо серьезных потерь перейти от старого, основанного на простом хранении, на новый, высокотехнологичный. Такие проекты стали уже обыденными. То же самое должно произойти и с аутсорсингом. Наш опыт показывает, что все компании, которые мы берем на аутсорсинг, выигрывают и по деньгам, и по качеству обслуживания и уже не отказываются от него. Заниматься несвойственным бизнесом глупо. Поэтому переходить на аутсорсинг объективно правильно. От этого никуда не деться.

PC Week: Спасибо за беседу.