В первом квартале 2010-го объем мирового рынка ноутбуков вырос по сравнению с прошлым годом на 31% и достиг 31,1 млрд. долл., утверждает аналитическая компания DisplaySearch. Лидерами по темпам роста стали сегменты мини-ноутбуков (нетбуков) и планшетов, в сумме увеличившиеся на 56,4% и достигшие объема 3,51 млрд. долл. Однако вскоре популярность планшетов может привести к падению спроса на нетбуки.
По данным DisplaySearch, ежеквартальный рост рынка ноутбуков составил 6%, что является самым высоким показателем с третьего квартала 2008-го. Что касается нетбуков, то хотя этот сегмент сейчас на подъеме, темп роста может замедлиться из-за кризиса и конкуренции со стороны планшетов.
Рынок ноутбуков делится на следующие сегменты. Компьютеры с размером экрана от 5 до 10,2 дюймов относятся к нетбукам. Следующей является категория ультрапортативных ноутбуков с экраном от 10,2 до 12,9 дюймов. Далее следуют портативные ноутбуки с экраном от 13,0 до 16,4 дюймов и, наконец, замыкают этот ряд заменители настольных ПК с экраном от 17 до 20 дюймов.
В первом квартале спрос упал только на ультрапортативные ноутбуки. В результате этот сегмент сократился на 4,3% до 1,8 млрд. долл. Самый большой сегмент портативных ноутбуков, наоборот, вырос на 30,7% и достиг 23 млрд. долл. Неплохие результаты и у заменителей ПК — рост на 37,8% и объем 1,93 млрд. долл. (см. таблицу 1).
Наибольшей популярностью нетбуки и планшеты пользовались в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но в Китае и Северной Америке спрос на них также увеличился. Объем продаж портативных ноутбуков также вырос в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китае и Латинской Америке, значительно превзойдя средний показатель для данного сегмента. Поставки заменителей настольных ПК особенно заметно выросли в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Японии.
Цены меняются
По сравнению с третьим кварталом 2008-го средняя стоимость ноутбука упала на 20%. Однако в первом квартале 2010-го средняя цена выросла в каждой категории рынка, кроме заменителей настольных ПК.
По прогнозу DisplaySearch, доля сегмента нетбуков и планшетов на рынке ноутбуков будет расти и во втором квартале 2010-го достигнет 20,3% (см. таблицу 2).
Влияние iPad
По мнению аналитиков, сейчас внимание покупателей начинает смещаться от нетбуков к планшетам. В прошлом году в продаже не было планшетов, ориентированных на потребителей, так как они предназначались на вертикальные рынки. Но в первом квартале 2010-го Apple выпустила iPad, на который пришлось 6,5% объема продаж в сегменте нетбуков и планшетов. За первые два месяца второго квартала Apple, по собственной оценке, продала более двух миллионов iPad.
Как ожидает DisplaySearch, доля iPad и других новых потребительских планшетов (в основном под управлением ОС Android) будет продолжать расти, что приведет к сокращению доли нетбуков. Предполагается, что в нынешнем сезоне новогодних продаж множество новых Android-планшетов будут конкурировать с iPad.
“В первом квартале 2007-го появились нетбуки, — сказала Джон Джакобс, директор DisplaySearch по исследованию рынка ноутбуков. — В первом квартале 2010-го появились планшеты и, возможно, начался закат эпохи нетбуков”. Он считает, что спрос на планшеты подстегивают онлайновые магазины приложений, идея которых пришла из рынка смартфонов: “Apple перенесла свою удачную бизнес-модель из мира iPhone в сегмент iPad. То же самое наверняка будут делать и поставщики Android-смартфонов, распространив свои онлайновые магазины приложений и на Android-планшеты. В результате покупатели планшетов смогут воспользоваться достоинствами такой модели поставки ПО, чтобы расширять функционал своих устройств по собственному вкусу”.
По мнению Джакобса, основным преимуществом нетбука над планшетом является не клавиатура, а раскладная конструкция: “Благодаря этому экран устройства можно легко установить в нужном положении так, чтобы наилучшим образом использовать довольно ограниченный угол обзора”. Однако благодаря отсутствию петель и крышки планшеты имеют более надежную конструкцию, а также обладают другими достоинствами, включая улучшенное управление энергопотреблением, считает он: “Фокус на портативность и работу с мультимедиа, а также отсутствие крышки, предохраняющей экран, позволяет использовать планшеты шире, чем нетбуки. Для них потребуются очень прочные, тонкие и цветонасыщенные дисплеи, потребляющие так мало энергии, насколько это возможно”.
Сегмент | I кв. 2009 г. | I кв. 2010 г. | Рост/спад (%) |
Нетбуки и планшеты | 2,24 | 3,51 | 56 |
Ультрапортативные | 1,88 | 1,8 | –4,3 |
Портативные | 19,73 | 23,09 | 30,7 |
Замена настольного ПК | 2,09 | 2,93 | 37,8 |
Все ноутбуки | 26,4 | 31,32 | 31 |
Источник: DisplaySearch
Категория | III кв. 2008 г. | IV кв. 2008 г. | I кв. 2009 г. | II кв. 2009 г. | III кв. 2009 г. | IV кв. 2009 г. | I кв. 2010 г. | II кв. 2010 г.* |
Нетбуки и планшеты | 5,642 | 8,018 | 6,052 | 7,644 | 9,691 | 10,706 | 10,251 | 9,712 |
Доля iPad на рынке нетбуков и планшетов | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 6,5% | ~30% |
Доля нетбуков и планшетов на рынке ноутбуков | 13,8% | 19,9% | 17,8% | 20% | 20,8% | 20,6% | 20,2% | 20,3% |
* Прогноз
Источник: DisplaySearch