Сейчас это уже стало подзабываться, поэтому стоит напомнить: еще год назад на мировых рынках бушевал кризис, и никто в тот момент не знал, прошла ли экономика дно падения или нет, и никто не брался предсказывать, когда же начнется восстановление ситуации. Сейчас довольно уверенно можно утверждать, что трудные времена остались позади (хотя некоторые кризисные рецидивы еще возможны), и процесс подъема ИТ-рынка можно проследить на примере такого “системного” игрока как корпорация Microsoft, очередной финансовый год которой завершился 30 июня.
Стоит вспомнить, что предыдущий мировой экономический кризис в начале нынешнего десятилетия Редмонд преодолел довольно легко (что было особенно заметно на фоне показателей других ИТ-лидеров), демонстрируя тогда годовой рост в 12-15%. На этот раз все было для корпорации намного серьезнее, в прошлом 2009 финансовом году впервые в ее истории был зафиксировано падение продаж в годовом сравнении. Правда, оно составило всего 3%, что не столь значительно по сравнению с сокращением мирового ИТ-рынка в целом (аналитики называли 5-8% по итогам 2009 календарного года), и потому можно утверждать, что в целом Microsoft смогла не только удержать, но и укрепить позиции в отрасли.
В закончившемся сейчас финансовом году выручка Microsoft составила 62,48 млрд. долл., а чистая прибыль — 18,76 млрд. долл., что соответственно на 7 и 22 процента выше аналогичных показателей прошлого года. Конечно, сравнение с кризисным периодом не очень показательно, но полученные сейчас результаты выше уровня “благополучного” 2008 года (на 4 и 5 процентов).
Анализ финансовых показателей корпорации в поквартальном разрезе показывает, что максимальный спад ее продаж (и, судя по всему, ИТ-рынка в целом) пришелся на лето прошлого года. При этом трудности бизнеса Microsoft в 2008-2009 гг. определялись не только объективными внешними экономическими проблемами, но и специфическими аспектами ИТ-рынка, а именно ситуацией в сфере настольных ОС. В силу целого ряда причин, как раз в этот период наметилось существенное “проседание” направления настольных ОС, являющегося одним из столпов деятельности всей компании. Это дало повод некоторым наблюдателям говорить о возможной утрате монопольного положения Microsoft в этой сфере. Однако решительные действия Редмонда по улучшению потребительских характеристик Windows 7 и ускорению планов вывода ее на рынок показали, что позиции корпорации в настольных системах оказались непоколебимы. Фактически, именно продажи Windows 7 обеспечили увеличение общих показателей компании.
По-прежнему, устойчиво растет серверное направление Microsoft, причем повышение продаж наблюдалось даже в самые трудные экономические моменты. Показатели остальных подразделений остались примерно на уровне 2009 года, а второй деловой “столп” Microsoft, Business Division (на 95% — это семейство Office), вышедший еще два года назад по абсолютным показателям на первое место в структуре бизнеса корпорации, даже немного сбавил в объемах. Но такой спад вполне понятен: это обычно бывает накануне выхода новых версий ПО. В данном случае речь идет о выпущенном в мае Office 2010. Можно уверенно прогнозировать, что именно продажи этого ПО будут заметно расти в новом деловом сезоне.
Что касается подразделения онлайновых сервисов (Online Services Business), то оно уже много лет является “планово-убыточным” и размеры убытков тут только возрастают: в 2009 году они увеличились вдвое, а сейчас еще почти на 50 процентов. Объемов продаж тут также почти не наблюдается. Однако нужно иметь в виду, что данное направление в общей структуре бизнеса Microsoft носит, скорее, “экспериментально-стратегический” характер и оценивать ее эффект по формальным финансовым показателям было бы неправильно.
Подразделение Entertainment & Devices Division (в основном, игровые продукты) по объемам поставок выглядит очень солидно (8,06 млрд. долл.), но реальной прибыли корпорации приносит пока очень немного.