Жанр юбилейной колонки предполагает взгляд в историю издания. Я, пожалуй, ограничусь последними пятью годами. Во-первых, о предыдущем десятилетии уже немало было сказано, особенно когда мы отмечали этот юбилей в 2005-м. А во-вторых, это годы моего “главредства”, которые не идут ни в какое сравнение с предыдущим периодом моей работы в редакции PC Week/RE, поскольку по понятным причинам на данном посту шире возможности реализации каких-то своих идей, но и ответственность иная.

Итак, начинается лето 2005-го, издание входит в свое второе десятилетие, а необходимость перемен витает в воздухе. В преддверии 10-летнего юбилея Эдуард Пройдаков, тогдашний главный, написал в своей редакционной колонке: «Так чтó, PC Week/RE выполнил свою миссию? В известной степени да. Однако, учитывая возможные превратности российской истории, думаю, что самое интересное здесь только начинается». Мы, конечно, не могли тогда предполагать, что грянет жесточайший для ИТ-индустрии и ИТ-прессы кризис 2008-го, но уже понимали, что фатально ошибочно было бы игнорировать ряд нарастающих тенденций.

Во-первых, информационные технологии становятся все более зрелыми, революционные прорывы случаются все реже, да и структура рынка продаж ИТ уже мало меняется. В результате интерес сообщества ИТ-профессионалов от информации собственно о новых технологиях и продуктах смещается в сторону методических, организационных и правовых вопросов применения ИТ. Для ИТ-СМИ это означает необходимость соответствующего смещения своего фокуса и позиционирования, а значит, и методов работы журналистов, в большинстве своем привыкших гораздо больше общаться с игроками рынка, нежели с заказчиками ИТ.

Во-вторых, несмотря на очевидно недостаточный пока уровень распространения широкополосного доступа, Интернет уже во весь голос заявил о себе как о среде быстрой доставки информации и предоставил новые возможности интерактивного общения людей, в том числе ИТ-профессионалов. Бумажные издания, конечно, имеют свои сайты, но в подавляющем большинстве они действуют на принципах публикации своих материалов в Сети лишь после опубликования в печати, чтобы избежать конфликта интересов. Интерактивных возможностей они также не предоставляют, поэтому ИТ-профессионалы начинают «кучковаться» вокруг стихийно развивающихся онлайновых ресурсов, многие из которых, увы, не гнушаются заниматься копипастингом качественного контента, изготавливаемого ИТ-СМИ.

В-третьих, в середине первой декады нынешнего века благодаря нефтяным сверхдоходам ВВП страны быстро шел в гору, и ИТ-рынок в то время рос исключительно высокими темпами, исчислявшимися двузначными значениями процентов. Чего отнюдь нельзя было сказать о рынке рекламы в ИТ-прессе. Это вело к растущей диспропорции: ИТ-компании считали естественным расширение отражения своей активности в СМИ соответственно с ростом ИТ-рынка, тогда как у ИТ-изданий, толщина которых напрямую зависит от рекламных поступлений, такие возможности в лучшем случае не росли. Работать же отраслевой прессе в убыток на фоне колоссального роста оборотов и прибылей ИТ-компаний было бы как минимум странно.

Проблемами издания, связанными с негативными для традиционной ИТ-прессы последствиями наметившихся процессов, нам и предстояло заняться. В первую очередь мы решили повысить качество наших статей. Так, например, в число стандартных требований к новостным материалам и обзорам вошли авторский анализ относящихся к описываемым событиям (темам) рыночных, технологических и прочих факторов плюс мнения независимых экспертов, партнеров, конкурентов и представителей заказчиков (конечно, в разумном количестве и там, где это уместно и необходимо). Перейти на эти рельсы оказалось сравнительно нетрудно, так как в издании работали (и продолжают работать) многоопытные и хорошо разбирающиеся в сложной тематике корпоративных ИТ журналисты, для которых освоить нехитрые приемы бизнес-журналистики не составило труда.

Одновременно мы запустили программу подготовки независимых кейс-стади по внедренческим проектам и серию интервью с ИТ-директорами разнообразных предприятий, а также стали активно привлекать ИТ-руководителей и специалистов предприятий к комментированию. Это стратегическое направление, и в дальнейшем оно будет только расширяться.

Другое актуальное, на наш взгляд, направление — публикация материалов категории «how to», в которых зарубежные и отечественные эксперты-практики обобщают опыт внедрения и эксплуатации различных классов ИТ-решений и систем и дают пошаговые советы по выбору оптимальной стратегии. Такие статьи, наряду с живыми рассказами айтишников с предприятий и кейс-стади, отвечают задаче информирования читателей о практических вопросах применения ИТ.

К категории структурных относится проект выпуска тематических приложений (пионером здесь стал PC Week Mobile; на нынешней фазе развития этот формат преобразован в тематические обзоры PC Week Review), которые позволили гораздо более фокусированно и кумулятивно, чем это может себе позволить широкопрофильный еженедельник, информировать читателей по конкретным актуальным вопросам, таким как корпоративная мобильность, автоматизация документооборота, open source и т. д.

Принципиально важным для издания стал запуск осенью 2007-го кардинально реструктурированного сайта PCWeek.ru. Это был не просто онлайновый проект, нацеленный на улучшение нашего представительства в Сети. Он фактически позволил нам сменить модель работы, превратиться из еженедельного издания в ежедневное. С этого момента все наши статьи вначале появляются на сайте, где мы можем получить дополнительную информацию об их актуальности, изучив статистику просмотра, а раз в неделю, при формировании бумажного номера, наиболее интересные и полезные из них отправляются в принт. Современный PC Week/RE — это своего рода «Best of PCWeek.ru».

Когда грянул кризис 2008 г., проявившийся для нас крайне неприятным сокращением рекламных поступлений и режимом жесткой экономии, мы представляли собой хорошо раскрученный двигатель, которому пришлось резко сбросить обороты. Невозможно выразить, как это было досадно. Но что поделаешь, в очередной раз собрались в кулак, пережили, сохранили команду (как известно, лицо издания определяют его авторы), приобрели бесценный опыт и с оптимизмом смотрим в будущее. Более того, совсем скоро мы расскажем и покажем наше очередное начинание, которое, надеюсь, поможет вывести наше интерактивное общение с читателями на качественно новый уровень. Кризис, увы, не позволил нам сделать это раньше.

И напоследок несколько слов о том явлении, которое мы сегодня наблюдаем с надеждой и в котором очень не хотелось бы разочароваться. Я имею в виду объявленный Президентом курс на модернизацию страны. Начинание, безусловно, стратегически правильное и весьма долгожданное. Думается, в деле модернизации сфера информационных технологий должна быть задействована в первую очередь и как минимум с не меньшим размахом, чем, скажем, нанотехнологии. Но если бы это соответствовало действительности, мы как журналисты, наверное, об этом знали бы и всеми силами поддерживали. Однако громкая идея многочисленных региональных технопарков как-то сама собой рассосалась... А вот достаточно ли для модернизации колоссальной страны одного только Сколкова, где все делается с чистого листа, словно сосредоточенный в нынешних ИТ-компаниях интеллектуальный ресурс для задач модернизации не пригоден? На мой взгляд, крайне неразумно отбрасывать опыт и знания, которые российские ИТ-специалисты накопили за пару последних десятилетий. Мы же как ИТ-издание, конечно, с готовностью включились бы в информационную поддержку столь значимого национального проекта, но интереса со стороны его руководителей к формированию соответствующего информационного пространства пока, увы, не видно. Хочется верить, что ситуация изменится уже в самое ближайшее время.