Лет пятнадцать назад, когда я впервые взял в руки телефон для мобильной связи, провайдеры сотовой телефонии были небольшими компаниями, которые торговали только одним сервисом — голосом. Помню, было очень странно начинать использовать SMS, даже когда «ВымпелКом», первый из зарождавшейся «большой тройки», сделал этот сервис на несколько месяцев полностью бесплатным, чтобы приучить абонентов к дополнительной и полезной услуге.

За прошедшее время мое представление о «беспроводке» изменилось разительно — окружающие меня люди стали использовать «мобильники» как миниатюрные «окна» в Интернет, потом — как модемы для выхода в Сеть с компьютеров. Кстати, наиболее активными проводниками этого сервиса в столице всегда были «Скай Линк» и «МегаФон», который первым предложил ночной GPRS-доступ без ограничений, ставший спасением для жителей ближайшего «замкадья», где даже сейчас не везде можно воспользоваться услугами фиксированного ШПД, а Yota еще не поставила свои БС. Увидели свет и действительно портативные ПК со встроенными мобильными модемами — сначала обычными телефонными, а потом и сотовыми.

Да и спектр предложений операторов связи расширился: появилось множество информационно-развлекательных услуг, дополнительных сервисов, тарифных планов и их модификаторов. По сути, мобильный офис даже в самой минимальной конфигурации «нетбук + мобильный модем» стал реальностью, причем по цене менее 11 тыс. руб. В целом уже сложно представить себе ситуацию, при которой можно двинуться куда-то без мобильного телефона — это и источник данных, и записная книжка, и календарь и, в будущем, электронный кошелек.

Правда, сейчас на рынке мобильной связи самое спокойное время за последние годы. Судите сами — операторы успешно осуществили региональную экспансию как по стране, так и в СНГ, а некоторые даже в дальнее зарубежье: знакомые логотипы в виде белых овалов или черно-желтых полосок можно увидеть от Индии до Вьетнама. Кроме того, сети мобильной связи построены не только на поверхности, но и в метро, кто-то из операторов связи даже горит желанием предоставлять услуги мобильного доступа в Сеть в самолетах (в поездах и на круизных лайнерах это уже реализовано).

После череды замечаний, сделанных Президентом РФ, разрешения на сети 3G компании «большой тройки» стали получать весьма оперативно даже в закрытой дотоле столице. Да и «независимые» ранее розничные сети либо тихо скончались во время кризиса, либо оказались жестко подчинены мобильным провайдерам и теперь обеспечивают им мощный канал сбыта оборудования и услуг. Отгрохотали потрясшие рынок события, приведшие к торжеству принципа «платит вызывающая сторона», стоимость интерконнекта стабилизировалась (зачастую с фиксированного телефона дешевле звонить на мобильные), а все тарифы стали давно рублевыми. Абоненты привыкли к скоростной передаче данных «без проводов», и через три-четыре года LTE нас, совершенно точно, не минует.

Кроме того, операторы достигли потолка по числу абонентов и постепенно, очень постепенно, начинают задумываться не о привлечении новых клиентов, а об удержании старых. Все-таки уровень проникновения мобильной связи вплотную приближается к 200%, поскольку на руках клиентов далеко не одна сим-карта. Компаниям «большой тройки» необходимо серьезно задуматься над возрождением доверия пользователей к SMS-платежам, которое серьезно подорвано различными мобильными мошенниками, а также к рынку дополнительных услуг, испорченному навязыванием бесполезных «гудков» или «чатов».

Заглядывая в самое ближайшее будущее, могу отметить, что основные векторы развития будут определены в виде следующих направлений. Во-первых, компании мобильной связи сделают ставку на развитие не только персональных сервисов, но и собственного, брендированного оборудования: только с его помощью можно надежно «привязать» клиентов к своей сети надолго. Слишком дорогих моделей там не будет — ставка будет сделана на смартфоны за 10—13 тыс. руб. с сенсорным экраном, которые абоненты смогут использовать для потребления мультимедийного контента, работы с социальными сетями и быстрого доступа в Интернет. Разумеется, активно будут продаваться USB-модемы для мобильных ПК (в перспективе их стоимость для абонентов будет меньше 500 руб.) и навигаторы с возможностью получения данных о пробках (не больше 9 тыс. руб.) — конечно, по сотовой сети.

Во-вторых, тарифные предложения все чаще будут реализовываться по принципу «тарифного калькулятора»: в абонентскую плату, пусть даже небольшую, помимо голоса и SMS, пользователям все активнее будут предлагать интернет-доступ для нескольких мобильных устройств с единым счетом. Кроме того, «частников» ожидает эра пакетных предложений из сервисов фиксированного и мобильного ШПД: все операторы «большой тройки» уже обзавелись или совершенно точно в ближайшее время обзаведутся сетями фиксированного доступа.

В-третьих, в секторе корпоративных продаж основное внимание операторы мобильной связи сосредоточат на компаниях СМБ — крупные клиенты давно разобраны, а предприятия среднего и малого бизнеса чаще всего меняют оператора связи из-за выгодных тарифных предложений. Причем им будут предложены не единичные услуги, а пакетные решения: мобильная связь + фиксированная, местная телефония + доступ в Интернет + передача данных, включая действительно работающие виртуальные АТС и проекты FMC. К тому же использовать комплексные предложения выгодно: здесь и единый счет, и кросс-скидки.

Помимо всего прочего мы, конечно, увидим множество полезных и крайне занимательных внедрений мобильной связи — в основном связанных с передачей информации, а не голоса. Достаточно рядовыми проектами являются обеспечение «беспроводки» в такси с помощью гибридных хотспотов UMTS/Wi-Fi или CDMA/Wi-Fi и отслеживание общественного транспорта при поддержке систем GPS/ГЛОНАСС. Мобильная связь обеспечивает передачу телеметрической информации в проектах ЖКХ и транспортных системах энергетических компаний, с помощью «беспроводки» функционируют банкоматы, по 3G-сети «перегоняют» большой объем видеоданных с камер наблюдения, и фотографию в виде MMS с мобильного телефона можно отправить сразу на цифровую рамку. Большинство применений сотовой связи скрыто от глаз самых обычных пользователей, но «беспроводка» настолько прочно вошла в нашу жизнь, что отказаться от нее просто нереально.