Обычно производители серверов каждый крупный анонс сопровождают заявлением, что их продукт открывает новую эпоху в истории серверной индустрии. Подобные утверждения все воспринимают с большой долей скептицизма, однако если сравнить состояние серверной индустрии сегодня и в 1995 г., то создается впечатление, что за пятнадцать лет она прошла несколько эпох своего развития.

Итак, попробуем вспомнить, что представлял собой рынок серверов в середине последнего десятилетия прошлого века. Предки нынешних серверов стандартной архитектуры (т. е. серверов на основе процессоров Intel Xeon и AMD Opteron) тогда назывались ПК-серверами и от обычных десктопов отличались только увеличенной высотой «башенного» корпуса, что позволяло ставить в них больше дисков, оперативной памяти и плат расширения, и в основном применялись либо как файл-серверы, либо как серверы печати. В конце 1995-го Intel представила Pentium Pro, который впервые позволил строить двухпроцессорные конфигурации ПК-серверов, а в следующем году вышла Windows NT 4.0, после которой Microsoft начала постепенно отвоевывать рынок ОС для ПК-cерверов, где до этого господствовала Novell Netware.

Хотя ПК-серверы в те времена быстро входили в моду, тем не менее из-за низкой надежности и отсутствия многопроцессорых конфигураций их никто не рассматривал как платформу для развертывания тяжелых приложений, таких, например, как большие базы данных и корпоративные системы электронной почты. Для этих задач использовались мэйнфреймы и RISC-системы. На рынке мэйнфреймов в то время с IBM достаточно успешно конкурировали Fujitsu и Hitachi (этой конкуренции пришел конец в 1999 г., когда IBM не стала продлевать соглашения о лицензировании технологий S/390 с японскими компаниями и в результате осталась единственным поставщиком мэйнфреймов).

Рынок RISC-систем в середине прошлого десятилетия переживал свой «золотой век» — активно развивались пять архитектур серверных RISC-процессоров (Digital Equipment Alpha, IBM POWER, SGI MIPS, Hewlett-Packard PA-RISC и Sun SPARC), каждая со своим вариантом коммерческой ОС Unix, а Alpha, POWER и MIPS еще поддерживали и «закрытые» ОС. В то время RISC-системы оставались основной платформой для построения суперкомпьютеров, а в 1997 г. на базе разработанного суперкомпьютера с процессорами SPARC компания Sun Microsystems вывела на рынок Starfire, который стал первым Unix-сервером, обеспечивающим отказоустойчивость и производительность на уровне мэйфреймов.

Большие ожидания были связаны и с процессором Merced, который с 1994 г. совместно разрабатывали Intel и Hewlett-Packard с применений технологий PA-RISC. Планировалось, что окончательная версия Merced выйдет в 1999-м, и Intel рассчитывала, что серверы с этим процессором, способные работать под управлением как Unix, так и Windows, вытеснят RISC-системы и станут стандартной архитектурой для серверной индустрии. В то же время серверы с процессорами x86 рассматривались руководителями Intel лишь как платформа для устаревших 32-разрядных приложений и должны были постепенно уступить место 64-разрядным серверам на базе Merced.

Нынешнее состояние серверной индустрии разительно отличается от ее ландшафта 15-летней давности. «Золотой век» RISC-систем закончился уже в начале 2000-х гг., когда после выхода процессора Merced, который в окончательной версии получил название Itanium, прекратилось развитие Alpha, PA-RISC и MIPS. После того как корпорация Oracle в прошлом году купила Sun, остаются неопределенными перспективы архитектуры SPARC (судя по недавнему интервью главы Oracle Ларри Эллисона, его корпорация не будет инвестировать средства в начатый Sun проект разработки нового процессора UltraSparc для серверов старшего класса, известного под кодовым названием Rock). Единственной жизнеспособной RISC-архитектурой в итоге оказалась только IBM POWER, которая в середине 1990-х гг. чаще всего использовалась для суперкомпьютерных вычислений, а на рынке Unix-систем значительно уступала по популярности RISC-системам Hewlett-Packard и Sun Microsystems.

Однако и ожидания, связанные с Merced, оказались сильно завышенными. Хотя в 2001 г., после выхода запоздавшей на два года первой версии Itanium, системы на основе этого процессора поторопились анонсировать практически все основные серверные вендоры (за исключением Sun), а также многие местные сборщики серверов, объем продаж этих продуктов оказался мизерным (их чаще всего приобретали лишь для оценки перспективности новой платформы Intel). Для Windows-приложений подавляющее большинство заказчиков предпочитали использовать проверенную платформу x86, хотя в начале нынешнего десятилетия процессоры Intel Xeon поддерживали только 32-разрядные вычисления, поскольку для 64-разрядных вычислений Intel предназначал только Itanium.

Это ограничение архитектуры x86 первой устранила компания AMD, выпустив в 2004 г. 64-разрядный процессор Opteron, после чего Intel вынуждена была реализовать поддержку 64-разрядных вычислений в Xeon и таким образом дала вторую жизнь серверным процессорам x86. Именно тогда (в середине нынешнего десятилетия) Xeon и Opteron стали позиционироваться серверными вендорами как процессоры для серверов стандартной архитектуры, а RISC-процессоры и Itanium — как процессоры, которые используются в Unix-системах, на которых работают критически важные приложения с повышенными требованиями к масштабируемости процессоров, отказо- и катастрофоустойчивости.

Такое разделение сфер влияния между x86 и другими серверными процессорами сохранялось вплоть до весны прошлого года, когда одновременно с объявлением об очередной задержке с выходом Itanium 9300 (кодовое название Tukwila) Intel сообщила некоторые детали о новой старшей модели Xeon 7500, в которой улучшены масштабируемость вплоть до поддержки 32-процессорных конфигураций и отказоустойчивость. Этот процессор Intel, официально вышедший в марте нынешнего года, позволяет применять серверы стандартной архитектуры и для обслуживания критически важных приложений. Роль Itanium теперь ограничивается только приложениями HP-UX, и фактически этот процессор превращается в фирменную платформу Unix-серверов Hewlett-Packard после того, как Microsoft объявила, что не будет больше разрабатывать версии Windows для Itanium (еще в прошлом году о прекращении развития варианта Linux для Itanium объявила компания Red Hat).

Значит ли это, что нас ждет полная стандартизация серверного рынка, предполагающая, что серверы стандартной архитектуры на базе процессоров x86 теперь станут основной платформой для всех сегментов серверного рынка (если не считать RISC-систем IBM на базе процессоров POWER и ее же мэйнфреймов)? Думаю, что не стоит торопиться с такими прогнозами. Во всяком случае, пока серверные вендоры явно не разделяют оптимизма Intel относительно перспектив Xeon 7500 как платформы для критически важных приложений. Ни один из них не объявил о выпуске сервера, который масштабируется более чем до восьми процессоров Xeon 7500. Крупнейший производитель серверов стандартной архитектуры Hewlett-Packard до сих пор не выпустил восьмипроцессорный Proliant DL980, а представители Dell заявляют, что их компания не видит смысла в производстве серверов, насчитывающих более четырех процессоров.

«Среди тенденций, определивших и определяющих развитие серверного рынка, можно выделить несколько ключевых. Во-первых, взрывной рост числа и сложности решаемых задач, развитие технологий распределенной обработки данных и горизонтального масштабирования. Во-вторых, появление и развитие блейд-технологий — подхода к построению серверных платформ на базе универсальных строительных блоков. В-третьих, решения по виртуализации — ключ к повышению эффективности серверных инфраструктур. Еще одна интересная тенденция, наметившаяся в последнее время, — конвергенция, а именно плотная интеграция на всех уровнях серверов, систем хранения данных, сетевых технологий и решений по управлению инфраструктурой. В перспективе все большее значение будут приобретать облачные технологии обработки данных как средство повышения эффективности ИТ-инфраструктуры».

Евгений Лагунцов, системный архитектор, HP Ambassador, «Hewlett-Packard Россия»

Стоит напомнить, что еще десять лет назад Intel и Microsoft уже пытались продвигать серверы Wintel как платформу для критически важных приложений — Intel выпустила чипсет, обеспечивающий масштабирование систем на базе первого поколения Xeon до восьми процессоров, а Microsoft, в свою очередь, — специальную версию Windows 2000 DataCenter Server. Кроме того, тогда же большой интерес вызвал и разработанный компанией Unisys 32-процессорный сервер ES7000 на базе Xeon, который по OEM-соглашению предлагали своим клиентам Compaq, Dell и Hewlett-Packard. Однако ни восьми-, ни 32-процессорные серверы Windows тогда не имели коммерческого успеха — в расчете на единицу процессорной мощности они оказывались намного более дорогими, чем четырехпроцессорные системы, а количество приложений Windows, поддерживающих восьмипроцессорные серверные конфигурации, было крайне ограниченно. Сейчас, несмотря на активное продвижение Xeon 7500 в секторе серверов старшего поколения, может повторится та же ситуация: в объявленных восьмипроцессорных серверах Fujitsu, IBM и NEC, построенных на базе этого чипа Intel, используются чипсеты собственной разработки этих вендоров, а это означает, что эти серверы по стоимости в расчете на один Xeon 7500 будут существенно превосходить четырехпроцессорные системы на базе стандартного чипсета Intel.

Стандартизация пока слабо затронула и считающийся самым перспективным сектор блейд-серверов. Если исключить из рассмотрения лезвия IBM на базе процессоров POWER, то формально все представленные сегодня на рынке блейд-серверы являются серверами стандартной архитектуры — они используют процессоры x86 и поддерживают Windows и Linux. Тем не менее на аппаратном уровне и особенно на уровне управляющего ПО блейд-системы разных вендоров несовместимы между собой, причем ни Intel, ни сами вендоры не предпринимают никаких усилий для создания стандартной архитектуры лезвий. Каждый из них продвигает собственную закрытую архитектуру, хорошо понимая, что в отличие от стоечных серверов переход с блейд-серверов одного вендора невозможен без полной замены оборудования, т. е. потери инвестиций, сделанных не только в приобретение лезвий, но и в шасси для них. До сих пор основная борьба в секторе блейд-серверов шла между Hewlett-Packard и IBM, причем первая из названных компаний за прошедшие с момента выхода HP BladeSystem c-Class три года смогла серьезно потеснить конкурента. Конструкцию HP BladeSystem c-Class взяли за основу своих новых блейд-серверов Dell (которая переманила к себе главного конструктора лезвий Hewlett-Packard Рика Беккера) и Fujitsu, однако их лезвия несовместимы с шасси HP BladeSystem c-Class. Кроме того, они не разделяют стратегию Hewlett-Packard относительно применения лезвий как стандартного серверного конструктива.

В то же время можно сказать, что в секторе «массовых» одно- и двухпроцессорных серверов после выпуска в прошлом году Xeon 5500 и его шестиядерной версии Xeon 5600 наступила полная стандартизация: серверы этого класса от разных вендоров практически не отличаются по характеристикам своего оборудования, хотя в них используются фирменные программные средства удаленного администрирования, например HP iLO и IBM Director.