Лесные пожары, наблюдавшиеся в центральных регионах России летом 2010 года заставили региональные центры МЧС, а также центры управления в кризисных ситуациях, развернутые в некоторых мегаполисах страны, разрабатывать новые меры информирования населения о проблемных ситуациях в режиме mass alert. Среди прочего, со стороны органов госвласти операторам мобильной связи “большой тройки” вежливо предложено разработать и представить новые варианты систем оповещения абонентов, которые могли бы находится в “дежурном режиме” и приводится в действие за нескольких минут. Причем, за разработку этих систем им не заплатят, операторы будут реализовывать их на собственные средства.

“До недавнего времени проекты информирования населения включали в себя только вещание по специальной радиосети МЧС, возможность переключить на резервные студии кабельных и местных телеканалов, — отметил наш источник в одном из крупных операторов связи, — но недавно государственными органами власти принято решение активнее развивать новые средства коммуникации — к примеру, мобильную связь. Часто в местах ЧС у граждан остаются только “мобильники” — единственное средство связи. Специальные регламенты взаимодействия есть у МЧС со всеми провайдерами связи, но они, в основном, указывают, как нам управлять нашей инфраструктурой в режимах ЧС, кроме того, определены те телефоны, по которым можно позвонить в случае экстренных ситуаций, на какую электронную почту будут поступать аудио-ролики от МЧС и тексты информационных сообщений для абонентов. Теперь и обмен информацией между операторами и исполнительными органами власти будет переведен в автоматический режим”.

Сегодня наиболее массовым сервисом передачи информации является SMS — этот сервис “по умолчанию” включен у всех пользователей, такие сообщения может прочитать подавляющее число пользователей. Но рассылать их в виде “ковровой бомбардировки” не эффективно — сразу “подвисают” SMS-центры операторов связи, которые на такую нагрузку не рассчитаны. К примеру, информирование о льготном внутрисетевом роуминге во время лесных пожаров июля-августа 2010 г. отправлялось всем без исключения пользователям ЦФО, хотя нужно было только тем, кто находился в зоне действия вполне определенного числа БС. Да и само информирование растянулось на несколько дней: слишком большой вал текстовых сообщений.

Правда, в ближайшее время эта схема SMS-информирования изменится — на базе ситуационных центров операторов (которые, обычно, разворачиваются в центре управления сетью) связи будет не только установлено специальное ПО, которое будет отправлять такие сообщения адресно, но и выделен отдельный сотрудник, который, в экстренной ситуации, будет управлять подобным решением (загружать в SMS-центр нужные сообщения, проводить контроль списков абонентов, указывать критерии выбора и т. д.). В этом случае выделяются базовые станции в “зоне поражения”, составляется список номеров абонентов, которые “засветились” в зоне действия этих объектов связи и им персонально отправляются не сообщения по каналу Cell Broadcast, а информационные SMS с описанием текущей ситуации: обычно, с указанием резервных путей эвакуации и разъяснением о том, что происходит.

Первым “полигоном” для таких решений станут станции столичного метрополитена — БС там точно закреплены за станциями, что упрощает локализацию, а емкость SMS-центров операторов связи все-таки позволяет “выстрелить” несколько сотен SMS одновременно. Кроме того, подобные системы, возможно, будут использоваться и при информировании пассажиров о увеличении интервалов в отправке поездов (это случается регулярно) с указанием возможных вариантов поездки (как текстом, так и загрузкой картинки в файле с картой резервного пути). Кстати, на центральных станциях метро уже установлены дополнительные информационные экраны, которые будут дублировать сообщения, приходящие по SMS и предлагать пользователям посмотреть свой “мобильник” на предмет новостей.

Очень вероятно, что такая функциональность будет добавлена в транспортное приложение с NFC, которое планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге силами компаний МТС и “МегаФона”, соответственно, до конца 2010 г.

Второй вариант оповещения — это все-таки широковещательная передача Cell Broadcast, которая тоже может передавать ограниченный объем оперативных данных. От этого перспективного варианта передачи информации операторы сотовой связи не отказываются. До сих пор он функционировал в весьма ограниченном режиме — демонстрировал только единый короткий номер телефона (обычно — шестизначный), по которому абонент мог позвонить и услышать записанное сообщение на 1—2 минуты с описанием текущей ситуации. Обычно — крайне общего толка из серии “все плохо, но не волнуйтесь”. Помимо ограниченности технического решения (несколько сотен одновременно позвонивших могли “завалить” такую систему), подобные записи не успевали менять оперативно, в связи с чем их информационная ценность равняется нулю.

В случае же активации Cell Broadcast в терминале пользователя все меняется — в 100—120 символах вполне возможно передать основную суть события и, самое главное, менять эти текстовые послания в зависимости от местоположения абонентов. Популярен же twitter, где размер записи ограничен всего 140 символами — плюс в том, что их можно ротировать: показывать абоненту одно сообщении, отмечать в системе, что он его увидел и отправлять продолжение.

Правда, для приема этой информации, как мы писали, необходимо активировать соответствующий информационный канал. Причем, далеко не все пользователи знают об этом не только до начала экстремальных ситуаций, но и во время их “раскручивания”. Решить эту ситуацию кардинально планируется с помощью создания специального приложения, общим “весом” до 10 кб, которое будет размещено в защищенной памяти SIM-карты каждого абонента. Оно, получив сигнал от ситуационного центра “своего” оператора связи, будет включать широковещательную передачу у пользователя и, возможно, передавать на его мобильник новости в режиме реального времени. Файлы с текстами ситуационные центры операторов связи будут получать напрямую от МЧС или МВД — благо, схемы такой работы уже отработаны.

У SIMок, реализуемых новым абонентам, как частным, так и корпоративным, это приложение будет записано “по умолчанию”, а для “старых” клиентов его предлагается загружать в принудительном порядке по беспроводной сети. Благо, оборудование связи всех без исключения операторов сделать это позволяет даже без желания пользователя.

Правда, для реализации подобных схем все-таки необходим специальный федеральный проект по разъяснению необходимости использования таких решений: может помочь социальная реклама на билбордах и по телевидению. Кроме того, по нашим данным, тестирование таких приложений идет как минимум у двух операторов “большой тройки” в Центральном и Северо-Западном регионе.