С того момента, как в 2006 г. был принят основополагающий принцип “платит вызывающая сторона”, мне казалось, что на рынке мобильной связи воцарилось спокойствие. Во всяком случае абонент точно знал, что если он не совершает никаких действий по инициированию вызова или отправке SMS, то ему ничего не грозит. В плане списания денег с его счета. Аналогичные правила действовали и на рынке контента — если он не отправлял SMS на короткий номер, то даже будучи обманным способов вовлечен в аферу SMS-мошенников не рисковал, что с его счета спишут деньги.

Однако, как бы не так — времена меняются и пользователям кроме автоматизированного SMS-спама грозят и платные рассылки, на которые их “подсаживают” в скрытом режиме. Здесь деньги взимаются уже за входящие сообщения. Причем, эта схема продолжает жить и здравствовать.

Дело в том, что совсем недавно, 7 сентября, Таганский суд Москвы отклонил иск общества защиты прав потребителей “Общественный контроль” к МТС по поводу того, что оператор незаконно взимал плату за входящие SMS-сообщения с коротких номеров. Таким образом, отменять этот сомнительный сервис никто не собирается, поэтому клиентам и этого, и других операторов стоит быть внимательными: подписать на рассылку с постоянной тарификацией вас могут достаточно оперативно.

Механика подобного сервиса такова: абонент, будучи в Интернете, по завлекательному баннеру из серии “тайные гадания”, “тесты на интеллект” или “узнай тайну своего имени” попадает на сайт с простеньким заданием, тестом, пройдя которые ему обещают массу полезной информации в итоговом сообщении. Темы могут быть самые разные — от диет до знакомств, только бы он ввел номер своего телефона на веб-странице, получил “секретный код” и подтвердил доступ к “бесплатной информации” на веб-ресурсе. Абоненты, особенно не просвещенные в схеме работы таких сервисов, все манипуляции делают и получают искомый контент. Читают, радуются, и... забывают. А после со счета начинают пропадать деньги.

А дело в том, что они не замечают самое важное — внизу на той самой веб-странице обычно указано, что контент будет бесплатным пару дней, а дальше —подписка на очередную “супер-рассылку”, за которую надо платить. Причем не единоразово, а постоянно — 30—50 рублей не за месяц, а за каждые пару дней. Такая тарификация придумана для того, чтобы успеть освоить деньги: спохватится абонент через месяц или два, а уплаченного уже не вернешь. В результате он и “попадает” на платные входящие SMS. При этом инициирует подписку формально он сам — правда, об условиях такой отправки информации ему, конечно, никто не говорит большими буквами. Кстати, закон вообще не говорит, какого размера должны быть буквы в условии поставки услуг — поэтому они редко бывают больше миниатюрного 4-го кегля: попробуй угляди.

Второй вариант, который используют “продвинутые” SMS-спамеры, включает в себя сплошную рассылку завлекательных SMS по абонентской базе. Главное — доставить абоненту сообщение со ссылкой из серии “Вам пришла открытка”, “Вам подарок” или “Я тебя люблю и отправляю эту открытку”. Подпись самая разная — обычно берутся наиболее часто встречающиеся женские и мужские имена по принципу “кто-то да клюнет”. Соответственно, по ссылке абонент попадает на wap-сайт (одновременно платит за дорогой трафик), где видит сообщение из серии “Хочешь посмотреть открытку?”. Конечно, он нажимает “да”, не обращая внимания на слова о том, что “сервис предоставляется в соответствии с правилами”. Хоть на слове “правилами” размещена веб-ссылка на страницу, где сказано, что это подписка на контент, мало кто обращает на это внимание. Соответственно, подписка на рассылку состоялась.

Самый простой вариант не попадать в подобную ситуацию с “подписками на контент” — игнорировать “странные” SMSки, в которых есть, к тому же, веб-ссылки. И уж точно эти веб-ссылки не открывать. Если сомневаетесь, то необходимо позвонить в call-центр оператора связи и попросить отписать вас от любых официальных рекламных рассылок: в информационном плане вы от этого никак не пострадаете, поскольку рассылается обычно чепуха. И не стоит соглашаться вводить свой номер телефона на сомнительных сайтах — не бывает в принципе бесплатного контента, за все надо будет платить, рано или поздно.

Контроль за балансом в режиме реального времени можно организовать с помощью специальных услуг, которые будут транслировать остаток по счету прямо на экран мобильного телефона или присылать его в виде USSD-сообщения после каждого списания (к примеру, “Живой баланс” у МТС и т. п.). Контролировать состояние счета можно и с помощью компьютера, подключенного к Сети — самая известная программа подобного класса это MobileBalance: с ее помощью можно бесплатно отслеживать до пяти номеров одновременно у всех крупных операторов сотовой связи. Третий вариант — не только активировать логин/пароль для доступа в личный кабинет на веб-сайте оператора связи, но и заходить туда регулярно для наблюдения за счетом и проверки списка подключенных услуг, особенно с абонентской платой.

Ну и, конечно, можно подключить специальные услуги, блокирующие отправку SMS на короткие номера. Одна такая услуга есть у “МегаФона” и называется “Стоп-Контент” (150 руб. в сутки), вторая — у “ВымпелКома” под названием “Черно-белые списки CPA-услуг” (30 руб.). Этим “закрывается” возможный канал подписки на контент-рассылки путем отправки SMS на 4-значный номер: такие вещи тоже случаются, особенно с ТВ-рекламой, где шрифт и вовсе микроскопический.