Помимо корпоративных тарифных планов, комплектов из серии “мобильный офис”, проектов по “мобилизации” торговых представителей и управления электронными абонентами, операторы сотовой связи активно развивают решения, связанные с управлением автотранспортом и другими нестандартными решениями, связанными с передачей небольших порций информации от датчиков и GPS-трекеров. Подобные сервисы актуальны как для частных (наиболее распространенный вариант — продвинутые автосигнализации и системы экстренного оповещения), так и корпоративных клиентов. Правда, во втором случае идет речь об интегрированных системах управления, с помощью которых можно не только “присматривать” за маршрутом движения автотранспорта и грузов, но и получать расширенную статистику о манере езды водителя, выстраивать маршруты доставки, которые бы коррелировали с дорожной ситуацией в городе.

Специальный рынок

У каждого оператора “большой тройки” присутствует несколько основных партнеров, которые предоставляют свои услуги корпоративным клиентам в виде более-менее законченного решения: они поставляют оборудование (хотя клиент может его купить самостоятельно), тарифные планы с SIM-картами, а также интерфейс картографической системы со стандартным набором отчетов о движении автотранспорта. Оператор в данном случае обеспечивает каналы связи и биллинг (хотя получать счета конечный клиент может и от стороннего интегратора), а компания-партнер — доступ к ГИС, а также установку и обслуживание комплектов оборудования. Она же, при необходимости, проводит доработку шаблонов запросов или систем управления под конкретные задачи клиентов.

А задач таких бывает много. К примеру, для транспортных и логических компаний критично следование автомобилей по маршруту (к примеру, развоз почты или продуктов по магазинам), поэтому должна быть возможность задавать контрольные точки с временными показателями и собирать статистику по соблюдению графика движения в режиме реального времени. Таксомоторные парки обращают наибольшее внимание на скорость старта своих водителей с перекрестков, превышение ими скорости и агрессивную манеру езды: такие маневры напрямую влияют на количество ДТП и увеличивают убытки от простоя автотранспорта. Негосударственные службы охраны и государственная Вневедомственная охрана МВД РФ обращает внимание на возможность выделения “зон патрулирования” для своих сотрудников на автомобилях — чтобы им можно было “нарезать” зоны ответственности и система в режиме online подсказывала бы оператору, какой участок города “оголен” из-за медлительности экипажа или его отзыва на оформление происшествия. Негосударственные службы скорой помощи обращают внимание на возможность прогнозирования автомобильного трафика на тех или иных магистралях города в зависимости от погоды и времени суток — это позволяет им направлять на вызовы автомобили по наиболее эффективному пути (хорошо, если он сразу загружается в бортовой навигатор). В перспективе такие системы могут быть использованы для систем здравоохранения (к примеру, кардиомониторы, закрепленные на теле, или аппараты проверки уровня сахара, отправляющие данные в центральный компьютер медицинского учреждения), наблюдения за правонарушителями (“браслеты”, закрепляемые на ногу) и т. д.

Сотрудничество операторов с компаниями-партнерами налажено давно и, как показывает практика, надолго — больших игроков, число обслуживаемых SIM-карт у каждого из которых превышает хотя бы 10 тыс. шт., на рынке существенно меньше десятка. У МТС это практически собственная компания “M2M Телематика” (система мониторинга и управления транспортом BN-City Complex или BusunessNavigator), у “ВымпелКома” наиболее активное сотрудничество — с группой компаний Echelon Geolife (система мониторинга Geolife), а “МегаФон” реализует услугу “Мобильный дозор” с Единой национальной диспетчерской системой России (используется навигационно-телематическая система “Навигатор-С”).

Правда, кроме корпоративных клиентов, операторы “большой тройки” очень хотели бы работать с “частниками” — рынок “второй-третьей SIM-карты” вполне перспективен. Особенно учитывая бурный рост рынка навигаторов, рамок для фотографий, цифровых фотокамер со встроенными модемами для публикации снимков и видеороликов, а также различных MMS-камер. Однако, прямые продажи в данном случае им не интересны. Операторы готовы, по западноевропейской модели, договариваться с производителями подобных устройств о предустановке своих SIM-карт в подобные устройства. Причем для абонента трафик не будет учитываться: это будет услуга, к примеру, по загрузке дорожной информации или передаче фотографий, платить он будет производителю устройства за получение целостной услуги в виде абонентской платы. Ее часть будет уходить оператору сотовой связи. Правда, пока что подобная схема в России не очень популярна из-за высоких расходов на работы с большим числом SIM-карт. Однако, возможно, ситуация все-таки изменится в ближайшее время — операторы начинают задумываться об установке специальных систем управления для своих M2M-решений.

Централизованный контроль

В настоящий момент все действия по активации SIM-карт, их первичной настройке, формированию необходимых для клиента тарифных планов, проводятся либо с помощью “самописных” решений, либо “руками”. Корпоративным клиентам и интеграторам надо потратить много времени, чтобы, к примеру, активировать, пусть даже через специально выделенных операторов в call-центре провайдера сотовой связи, нужное число SIM-карт или сменить их статус — “привязать” к ним определенные объемы трафика, заблокировать и т. д. Таким образом, для привлечения новых клиентов операторам приходится инвестировать в сторонние программные продукты, которые представляют собой централизованные системы управления SIM-картами, где можно выделить интерфейсы разных уровней — для работы клиентов, субподрядчиков и т. д. Кроме того, подобные системы должны иметь в наличии API для интеграции своих данных в разнообразные АСУ заказчиков.

Пока что в “боевом” режиме на российском рынке в ближайшее время будет запущена только одна система — “Центр управления M2M” компании “Вымпелком”, построенный на решении Jasper Wireless. Между тем, внедрение подобных систем управления, помимо сбора разнородной статистики, позволяет практически любому корпоративному клиенту, даже с числом контрактов от 10—50 единиц (самый минимум на рынке), самостоятельно управлять своими решениями без звонка к оператору связи.

Основной плюс подобной системы, аналоги которой, без сомнения, не позже 2011 г. установят себе МТС и “МегаФон” — возможность из единого интерфейса управлять всеми системными параметрами устройств связи, автоматизировать процесс подключения новых и отключения текущих клиентов, а также оперативно осуществлять техническую поддержку своих решений. Простая ситуация — возможность дистанционной активации “спящих” SIM-карт, которые были добавлены в устройства еще при их производстве. Фактически, это открывает дорогу к розничной продаже широкого спектра бытовой техники со встроенными модемами для передачи данных без регистрации контрактов. Поскольку там заблокирована возможность голосовой связи, их регистрация под паспортными данными клиента не обязательна. Тем более что каждая SIM-карта, доехавшая до магазина в составе комплексного решения, имеет 20 Кб бесплатного трафика — можно включить устройство и протестировать его. Как только клиент решение приобрел, продавец через свой личный кабинет подключает его на тот или иной вариант абонентской платы — по умолчанию все SIM-карты до активации подключены на базовый ТП.

Есть и другой вариант — централизованно через систему “Центр управления M2M” можно проверить статус SIM-карт: видят ли они сеть, не заблокированы ли, посмотреть остаток по каждому счету и, самое главное, гибко переключить пакет трафика, выбрав из списка возможных. Оператору связи такая возможность самостоятельного управления экономит сотни тысяч рублей в год — каждый, пусть даже “пустой” звонок в центр обработки вызовов обходится ему минимум в 12—20 руб.

Базовые пакеты, доступные в “ВымпелКоме” — 5 (с такого же числа начинаются пакеты в системе “Мобильный Дозор” от “МегаФона”), 10, 20, 50 и 100 Мб трафика, нижняя граница стоимости пакета — от 25 руб. в месяц и 50 руб. абонентской платы за каждый контракт в месяц (при количестве SIM-карт от пятидесяти штук). Кстати, для корпоративных решений нет внутрисетевого роуминга (как и для остальных аналогичных решений у операторов МТС и “МегаФон”) — стоимость мегабайта не меняется при нахождении в другом регионе, отличном от “домашнего”. А вот SMS и голосовой канал CSD становятся дороже.

Еще несколько ключевых преимуществ автоматизированной системы — возможность отслеживания расходов в режиме реального времени. Когда система “Центр управления M2M” в “ВымпелКоме” была еще в тестовой эксплуатации, один из клиентов подключил туда датчики, которые передавали телеметрическую информацию в сфере ЖКХ — их устанавливают на различные коммунальные системы как клиентского, так и магистрального класса. В данном случае датчик, совмещенный с мобильным модемом, оказался на магистральном трубопроводе парового отопления: в его задачу входило измерять давление в системе. Однако, инженеры, устанавливавшие решение, плохо откалибровали прибор и естественные рабочие колебания давления прибор воспринимал как неполадки. Учитывая тот факт, что они проходили каждые несколько минут, вал тревожных SMS буквально “затопил” АСУ заказчика. Ладно бы только это — но датчик за несколько дней “съел” свой месячный лимит на SMS. Хорошо, что с помощью систему управления администратор обратил внимание на аномальное количество SMS и датчик откалибровали верно: на этот раз обошлось без сильных затрат.

Есть и функция экономии — на одной защите от фрода и нецелевого использования корпоративный клиент может порядочно сэкономить. Обычно нецелевое использование SIM-карт происходит в тех системах, которые устанавливаются в автомобилях: водители прекрасно знают расположение приборов и частенько достают оттуда SIM-карту, которую вставляют в свой смартфон или мобильный модем, чтобы выйти в Сеть. С помощью “Центра управления M2M” в нескольких транспортных компаниях подобную практику прекратили — при наличии аномального трафика, который превышал стандартные показатели, SIM-карты выключались в режиме online, а водители увольнялись. После этого для повышения безопасности клиентам стали предлагать активировать бесплатную услугу блокировки SIM-карты при работе с любого устройства, кроме разрешенного (в системе прописывается IMEI модема): злоупотребления по этому направлению в принципе сошли на нет.