Интернет через VSAT в российских “Сапсанах” еще не работает, а вот в вагонах фирменного поезда Latvijas Ekspresis, который курсирует по маршрутам Москва — Рига, и Санкт-Петербург — Рига, уже два квартала в коммерческой эксплуатации работают хотспоты Wi-Fi, которые получают доступ в Сеть по сети CDMA2000 на частоте 450 МГц. Что показательно — для пассажиров это бесплатно. Организатором сервиса выступил латвийский оператор мобильной связи “Телеком Балтия” (Triatel). Что интересно — оператор выполнил весь проект сам: от подбора оборудования до его монтажа и тестирования.

Все оборудование, которое установлено в вагонах, было “самосборным” — в “Телеком Балтии” в коммерческой эксплуатации работает уже четвертая версия подобного “железа”, три предыдущие не справились и были заменены. Правда, о конкретных моделях коммуникационного “железа” Виктор Топор, технический директор компании Triatel, предпочитает не говорить. “Не хочется никого обижать”, — улыбается он.

Как мы и писали, в настоящий момент в “боевом” режиме работает 28 вагонов (еще 4 находятся в стадии монтажа), причем если на территории Латвии услугу предоставляет сам Triatel, то в России — уже “Скай Линк”, который работает в сходном частотном диапазоне. Кстати, позиции на рынке у обоих операторов одинаковы — в каждой стране есть три федеральных игрока, которые внедряют UMTS-сети с поддержкой HSPA, поэтому чтобы удерживать свою абонентскую базу приходится реализовывать нестандартные проекты.

Конечно, доступ в Сеть работает только там, где есть сигнал от базовых станций. Судя по официальным данным, доступность услуги различается в зависимости от маршрута — если на 600 км поезда по маршруту Рига — Петербург — Рига доступность услуги составляет около 80% (270 км по Латвии и 280 км от Пскова до Санкт-Петербурга), то в направлении столицы (900 км) несколько хуже — всего лишь 50% временив пути: 280 км по Латвии и 200 км от Твери до Москвы. Правда, учитывая тот факт, что поезд идет ночью, это не критично — большинство пассажиров все равно спит. При этом дополнительное покрытие железнодорожных путей мобильной связью на территории Латвии не потребовалось — “Телеком Балтия” для “подсветки” пути поставила только две базовые станции на инфраструктуре местной железной дороги: CDMA2000 на частоте 450 МГц является “дальнобойным” решением, поэтому покрытие хорошее и без дополнений. На 1 сентября радиопокрытие обеспечивает предоставление услуг мобильного интернета на 98% территории Латвии с использованием терминалов с внешними антеннами. Таким охватом в России не может похвастаться ни один оператор сотовой связи.

“Wi-Fi-роутеры и мобильные модемы (по два устройства каждого типа на один вагон — М. Б.) подключаются к бортовой сети вагонов — весь монтаж занимает не больше одного дня работы совместной бригады специалистов оператора связи и работников вагонного депо”, — говорит Виктор Топор. В процессе монтажа устанавливаются специальные внутренние направленные Wi-Fi-антенны в вагоне (вдоль коридора) и внешние CDMA-антенны на крыше, прокладываются кабельные трассы, устанавливается соединение всех компонентов решения, организуется его включение и тестирование. В одном составе может быть до 20 купейных вагонов — следовательно, до 40 модемов. Но каждый вагон работает как независимая единица, система не связана между собой: центрального управляющего центра не делалось именно для того, чтобы услуга была максимально независима от переформирования составов. “Все модемы обеспечивают “прозрачный доступ” в Интернет без дополнительного управления”, — уточняет Виктор Топор. Как только они получают питание и обнаруживают RUIM-карту, сразу подключается выход в Сеть.

За время следования из одного конечного пункта в другой на один модем приходится до 1 Гб трафика — но это максимальный показатель, конечно они неравномерно распределяются по вагонам. В среднем пользователь получает канал от 300 Кбит/с до 1,5 Мбит/с (при средней скорости поезда 80 км/ч), хотя максимальные значения — 3,1 Мбит/с на прямой и 1,8 Мбит/с на обратный канал. Обычно на один модем “цепляются” 3—5 абонентов. Хотя, сессии непродолжительные — принять почту, загрузить новостные ресурсы, отправить информацию в социальную сеть, написать сообщения в Twitter и т. п.

Внедрение такого решения было не таким уж и простым, как может показаться. В вагоне поддерживается температура в районе 22—23 0С, поэтому оборудование, которое работает без перерыва и нагревается, надо охлаждать. В первой из моделей оборудования в “коробки”, где были установлены модемы и роутеры, поставили очень производительный вентилятор, который издавал специфический небольшой шум. “Он, как не удивительно, на фоне шума в вагоне, мешал пассажирам”, — говорит Виктор Топор. Но с этим справились. Как и с постоянной вибрацией, от которой происходили расстыковки системы и смещение оборудования в местах крепления. Бывало, что отключалось питание — соответственно, сервис прерывался: наладили резервные схемы. Ну и несладко пришлось сотрудникам оператора “Телеком Балтия” — тестирование проводилось на “живой” сети, поэтому приходилось организовывать транспорт, чтобы возвращаться в Ригу от государственной границы с Россией: надо было “обкатать” все вагоны.