В последней декаде сентября Ростелеком и Правительство Новосибирской области подписали соглашение о сотрудничестве в создании регионального сегмента электронного правительства.

Ростелеком является единственным исполнителем работ по эксплуатации общей инфраструктуры этого проекта по всей стране, поэтому подобные соглашения сейчас заключаются регулярно. Только за первый осенний месяц были подписаны бумаги в одиннадцати субъектах федерации, и сообщение в первом абзаце настоящей статьи вполне могло бы затеряться в общем информационном потоке, если бы не особая роль, которую в Новосибирской области отводят информатизации.

Успехи этого региона однозначно признаются в Минкомсвязи, и ведомство рассчитывает тиражировать его наработки в других областях страны, о чем и было объявлено в Новосибирске на тематическом заседании круглого стола с представителями местного правительства и бизнеса.

Инфраструктура электронного правительства

В терминологии вице-президента по федеральным программам Ростелекома Алексея Нащекина инфраструктура электронного правительства состоит из комплексного федерального сегмента, в который интегрируются сегменты регионов.

Федеральный сегмент объединяет информационные системы федеральных ведомств. Центральной его частью является межведомственная среда электронного взаимодействия, постановление о создании и внедрении которой в трехмесячный срок было принято Правительством России 8 сентября текущего года. В вышеупомянутый сегмент инфраструктуры входят также автоматизированная система исполнения регламентов оказания услуг, единый портал и реестр государственных услуг, система идентификации и аутентификации, информационно-платежные шлюзы (инфоматы) и другие элементы и дополнительные сервисы.

Региональные сегменты электронного правительства, по словам г-на Нащекина, в своей инфраструктуре практически должны повторять федеральный и иметь единые системы безопасности и аутентификации, общее пространство доверия, единые формы и подходы для предоставления услуг.

В Ростелекоме признают, что во многих субъектах страны информатизация осуществлялась по различным сценариям (с применением разных локальных систем), но уверяют, что потраченные на это средства не пропадут даром: компания разработала унифицированное технологическое решение для интеграции регионов в общее информационное пространство. Таким образом, электронное правительство рассматривается в Ростелекоме как единая система, состоящая из взаимодействующих подсистем.

При этом, отмечает г-н Нащекин, за последнее время подход к созданию электронного правительства претерпел радикальные изменения. Если раньше больше внимания уделялось ведомственной информатизации, то теперь Минкомсвязи прикладывает немало усилий для разворота активности в сторону граждан и бизнеса.

В основу взаимодействия граждан с государством положен принцип единого личного кабинета (защищенное информационное пространство), в котором человек управляет всеми своими сервисными заявками и оплатами, видит состояние налоговых и социальных отчислений. Именно в нем гражданин сможет получать госуслуги в электронном виде и следить за статусом их выполнения.

Инфраструктура доступа в личный кабинет весьма разнообразна: персональные компьютеры, инфоматы, мобильные телефоны, центры телефонного обслуживания и даже телевидение (направление, которым сейчас в Ростелекоме активно занимаются, считая его очень перспективным).

Инвестиционно-сервисная модель

По мнению Алексея Нащекина, на федеральном уровне работа по созданию электронного правительства вошла в планомерную стадию: функционируют рабочие группы, действует комиссия по информатизации ведомств под руководством Сергея Собянина, Минкомсвязи активно координирует усилия. Что же касается регионов, то в них Ростелеком столкнулся с серьезной проблемой нехватки средств.

Чтобы субъекты, испытывающие недофинансирование информатизации, смогли выйти из положения, компания разработала так называемую инвестиционно-сервисную модель электронного правительства. Ее суть заключается в том, что регионам предлагается не строить собственную инфраструктуру с нуля, осуществляя капитальные вложения, а использовать инфраструктуру Ростелекома (ЦОДы, call-центры, ПО, порталы, удостоверяющие центры и т. д. — в зависимости от того, чего именно не хватает на местах).

Говоря о ресурсах Ростелекома, г-н Нащекин напомнил, что сейчас эта структура находится в стадии объединения (к ней присоединяются региональные компании связи) и к февралю следующего года должна стать крупнейшим в России инфокоммуникационным оператором, способным предоставлять комплексные сервисы по всей стране.

Алексей Нащекин отдельно подчеркнул, что по сути в этой модели регионам предлагается не “железо” и ПО, а готовые сервисы работающего электронного правительства. При этом компания открыта к сотрудничеству на местах со всеми российскими софтверными разработчиками. Желающим присоединиться к программе компания предоставит интерфейсы, а программистам нужно будет доработать ПО до совместимости решений (Ростелеком обретает на них неисключительные права).

По уверению г-на Нащекина, такая модель выгодна всем участникам взаимодействия. Ростелеком получает новое направление бизнеса, разработчики ПО — новый рынок, а органы власти — значительную экономию затрат и увеличение скорости внедрения решений.

Оценивая предлагаемую Ростелекомом модель взаимодействия с регионами, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух назвал ее инновационной и выразил убежденность, что при правильном ее использовании преимущества получат не только чиновники и разработчики, но и граждане.

При этом г-н Массух напомнил, что проект создания электронного правительства зародился в 2002—2003 гг., когда всем казалось, что после построения инфраструктуры (установки серверов и компьютеров в учреждения и ведомства) сервисы появятся сами по себе. Жизнь показала, что это не так. То есть, по мнению г-на Массуха, надо заниматься и инфраструктурой, и сервисами. И в данном случае, выбрав единого инфраструктурного оператора, Минкомсвязи послало обществу некий “месседж” о том, что основная задача электронного правительства — сформировать действующие сервисы.

Успех проекта — дело каждого

Вторичность инфраструктуры признает и советник министра связи и массовых коммуникаций Артем Ермолаев. Обращаясь к местным чиновникам, он даже счел нужным напомнить им, что близится конец календарного года, когда президент страны спросит с каждого губернатора, какие конкретно услуги оказываются в регионе в электронном виде.

По уверению г-на Ермолаева, в рамках системы оценки эффективности деятельности губернаторов сейчас готовятся изменения, позволяющие учесть, насколько информатизированы отраслевые решения (в здравоохранении, ЖКХ, безопасности и т. д.), и инициатива в этом вопросе может исходить только от отраслевых чиновников.

На федеральном уровне есть девять важнейших направлений с точки зрения информатизации. И если взять, например, здравоохранение, то Минсоцздравразвития в настоящий момент разрабатывает глобальную программу его информатизации, но основываться она будет на энном количестве региональных программ.

Артём Ермолаев призвал местных чиновников приходить со своими предложениями во вновь созданный профильный департамент информатизации и информационных технологий при Правительстве Новосибирской области, а также напрямую к вице-губернатору.

Проявлять активность г-н Ермолаев рекомендовал также и бизнесу. По уверению советника министра, госзаказ сейчас составляет 30% российского ИТ-рынка и его доля растет, потому что государство ставит перед органами власти все больше задач по информатизации.

Как подчеркнул г-н Ермолаев, накопление типовых тиражируемых совместимых решений, упомянутых г-ном Нащекиным, это действительно тот вектор, который Минкомсвязи намерено задать для скорейшего развития проекта.