Свой доклад на пленарном заседании ежегодной конференции Oracle OpenWorld '2010 в Сан-Франциско (США) исполнительный директор корпорации Ларри Эллисон начал с вопроса: что же это такое — облачные вычисления? Свидетели аналогичного его выступления на прошлогодней OpenWorld, в котором он подверг облачную концепцию публичной порке, оперируя такими эпитетами, как “идиотская” и “абсурдная”, были изрядно удивлены, когда вместо продолжения экзекуции г-н Эллисон фактически признал облачную парадигму магистральным путем развития ИТ. В чем же дело?

Напомним, что за прошедший год в жизни корпорации произошло немало важных событий, из которых обратим внимание на два: покупку компании Sun Microsystems и недавний приход нового президента Марка Хёрда, до того занимавшего пост главы Hewlett-Packard. Следует признать, что в результате многочисленных приобретений последних лет Oracle постепенно превращается в мощного многопрофильного игрока на ИТ-рынке, по масштабам и полноте охвата сопоставимого с такими гигантами, как IBM и HP. Чтобы соревноваться с ними на равных, Oracle придется предложить заказчикам нечто такое, чего нет в арсенале конкурентов. На роль такого уникального предложения отлично подходит программно-аппаратный комплекс Oracle Exadata Database Machine — своеобразная высокопроизводительная машина БД, включающая в себя серверы СУБД, систему хранения данных и связывающие их каналы InfiniBand. Впервые этот комплекс был представлен два года назад.

В прошлом году серверы Hewlett-Packard были заменены в нем на аналогичное оборудование Sun, и при этом Exadata наряду с задачами OLAP стала поддерживать еще и транзакционные OLTP-нагрузки. На нынешней конференции анонсирована Exadata X2, которая будет поставляться в четырех конфигурациях. Новая система Oracle Exadata X2-8 — это полная аппаратная стойка, включающая два 8-процессорных сервера БД (128 вычислительных ядер процессора Intel Xeon и 2 Тб оперативной памяти) и 14 серверов системы хранения данных Exadata Storage Server, содержащей 168 ядер процессора Intel и до 336 Тб неформатированного дискового пространства. В качестве высокопроизводительного кэша используется 5 Тб флэш-памяти Exadata Smart Flash Cache. Кроме того, заказчикам будут доступны варианты Oracle Exadata X2-2 в исполнении quarter rack (четверть стойки) и half rack (половина стойки). Для решения особо ресурсоемких задач аппаратные стойки могут масштабироваться в многостоечные конфигурации.

Любопытно, что новую версию Exadata представлял Марк Хёрд, чье назначение на пост президента Oracle было опротестовано в суде руководством Hewlett-Packard, предъявившим подписанное Хёрдом в момент своего прихода в HP соглашение, где он давал обязательство не переходить ни в одну компанию, являющуюся прямым конкурентом HP. Тем не менее Ларри Эллисон, назвавший историю со скандальным увольнением Марка Хёрда из HP наихудшим персональным решением после увольнения Стива Джобса “идиотами из совета директоров Apple”, немедленно предложил ему пост президента Oracle. Узнав о судебном иске, глава Oracle занял решительную позицию и даже выразил сомнение в сохранении тесных партнерских связей с HP. А об их масштабе в своем пленарном выступлении напомнила вице-президент HP Энн Ливермор: у двух компаний 140 тыс. общих клиентов, а 40% лицензий на ПО Oracle развернуто на оборудовании Hewlett-Packard. Из сообщения, появившегося на следующий день на страницах USA Today, стало известно о внесудебном урегулировании иска, ради чего Марку Хёрду пришлось вернуть полученные им в рамках упомянутого выше соглашения акции HP на сумму 30 млн. долл.

Сменивший Марка Хёрда на сцене вице-президент Oracle Джон Фаулер с добродушной улыбкой похвалил своего шефа: “Две недели работы, а уже такие замечательные результаты”. Справедливости ради надо отметить, что первый вариант Exadata строился на базе серверов HP, и работа эта велась Oracle совместно c Hewlett-Packard, когда последней руководил именно Хёрд.

В момент своего дебюта Exadata воспринималась как уникальное по производительности решение, ориентированное на очень крупных заказчиков, что существенно ограничивало потенциальный рынок для нее. Однако в Oracle вовремя вспомнили об облачных дата-центрах, в которых подобные машины могут использоваться для разделения ресурсов между многочисленными приложениями с нагрузкой, меняющейся в широких пределах. По сути в Exadata на новой технологической основе реализована концепция Oracle Grid: если прежде распределенную сеть Grid образовывали дешевые серверы стандартной архитектуры, то теперь в этой роли выступают серверные узлы Exadata. Однако, как заявил Ларри Эллисон, благодаря технологиям виртуализации сейчас можно не только объединять узлы в кластерные конфигурации для решения масштабных задач, но и запускать несколько серверов БД на одном узле Exadata для поддержки небольших приложений. Таким образом для Exadata было найдено новое широкое поле деятельности — работа в публичных и частных (корпоративные дата-центры) облаках.

Вот почему глава Oracle начал свою речь именно с поиска правильного определения термина cloud computing. В видеоролике на эту тему, снятом на улицах Сан-Франциско, случайные прохожие на подобный вопрос временами отвечали довольно анекдотически. Один молодой человек, к примеру, заявил, что облачные вычисления — это когда в самолете пассажирам разрешают пользоваться Wi-Fi. У каждого вендора тоже есть свое, пусть и не столь экстравагантное, понимание “облачности”. Для примера Ларри Эллисон выбрал Amazon с ее “правильной” облачной платформой Elastic Cloud (EC2) и Saleseforce.com, онлайновый CRM-сервис которой был назван обыкновенным интернет-приложением, предоставляемым как услуга (SaaS). Принципиальная разница между первым и вторым, по мнению главы Oracle, в том, что приложение Saleseforce.com не исполняется в среде виртуальных машин, а потому не может динамически масштабироваться и плохо защищено (данные всех клиентов SaaS-услуги хранятся в одной БД). Иными словами, для облачных вычислений главное — не сам факт функционирования приложения в облаке, а технологическая инфраструктура облачного дата-центра, позволяющая маневрировать его ИТ-ресурсами, динамически предоставляя их по мере надобности тем или иным прикладным системам. Причем сбой одного приложения никак не должен отражаться на работе остальных. Впрочем, технологическая инфраструктура облачного дата-центра не сводится лишь к серверам БД: она должна поддерживать и исполнение прикладной программной логики.

Собственно к этому и подводил слушателей Ларри Эллисон, готовя их к главной премьере нынешнего сезона — представлению машины связующего программного обеспечения (middleware machine) Oracle Exalogic Elastic Cloud, построенной на тех же технологических принципах, что и Exadata. В такой же стойке, но с логотипом Exalogic (докладчик охарактеризовал ее как “облако в коробке”), размещаются тридцать серверных узлов, содержащих 360 ядер, коммутационная матрица InfiniBand, твердотельные флэш-диски (SSD) на 960 Гб и дисковая система хранения объемом 40 Тб (для файлов образов приложений). Глава Oracle, расшифровав слоган конференции Software.Hardware.Complete, особо подчеркнул, что речь в данном случае идет об аппаратных и программных средствах, спроектированных специально для совместной высокоэффективной работы. И хотя в английском языке для таких комплексов давно используется емкий термин appliance, он докладчиком ни разу упомянут не был. Следует отметить, что о создании тех или иных специализированных программно-аппаратных комплексов объявили уже многие конкуренты Oracle, включая IBM и SAP.

Система Exalogic включает полный стек ПО для развертывания и исполнения приложений: ОС Linux или Solaris, средства виртуализации, Java-машины JRockit и HotSpot, сервер приложений Oracle WebLogic Server и другое связующее ПО Oracle. Было заявлено, что Oracle Exalogic Elastic Cloud может поддерживать тысячи приложений с разными требованиями к безопасности, надежности и производительности, что делает эту машину идеальной платформой для консолидации ресурсов корпоративного центра обработки данных. Для иллюстрации этого тезиса докладчик провел сопоставление с сервером IBM Power 795, который при гораздо более высокой цене (4,44 млн. долл. против 1,075 млн.) обладает лишь вертикальной масштабируемостью в рамках SMP-архитектуры (Exalogic можно наращивать горизонтально вплоть до восьми стоек) и менее отказоустойчив. Одна стойка Exalogic способна обрабатывать до 2 млн. HTTP-запросов; иными словами, двух стоек хватило бы на обслуживание всего трафика Facebook. Функция GridLink for Exadata позволяет провести через интерфейс InfiniBand надежную и высокопроизводительную интеграцию Exalogic с машиной баз данных.

Как оказалось, для того чтобы использовать все возможности Exadata и Exalogic, корпорации пришлось на основе текущей версии ядра Linux kernel 2.6.32 создать собственную версию ядра Oracle Unbreakable Enterprise Kernel, обеспечивающую на 75% более высокую производительность по сравнению с использовавшейся ранее Red Hat Compatible Kernel. Она специально оптимизирована для новых программно-аппаратных платформ Oracle. В тестах оперативной обработки транзакций (OLTP) на новом ядре скорость обмена сообщениями по интерфейсу InfiniBand увеличилась на 200%, а доступ к твердотельным дискам (SSD) ускорился на 137%. И хотя глава Oracle поспешил успокоить аудиторию, пообещав сохранить поддержку и нынешнего ядра Red Hat, наличие двух ядер означает, что у Oracle появляется собственный вариант ОС Linux. Корпорация теперь рекомендует использовать с выпускаемым ею программным обеспечением единственную версию ядра Linux — Unbreakable Enterprise Kernel. Данный шаг мотивируется тем, что лежащее в основе Oracle Linux ядро из дистрибутива Red Hat не обновлялось четыре года и не соответствует нынешнему уровню развития ИТ.

Итак, руководство Oracle хотело бы, чтобы ИТ-сообщество увидело в корпорации поставщика технологической инфраструктуры облачных вычислений нового поколения. С учетом уникальности предлагаемых программно-аппаратных решений очевидно, что их можно будет купить только у Oracle. И это тот козырь, который корпорация попытается использовать в полной мере. В то же время г-н Эллисон несколько раз подчеркивал, что программный стек Exalogic базируется только на открытых стандартах, — вероятно, с целью показать, что данный комплекс не следует рассматривать как некое подобие мэйнфрейма. Отсюда следует, что на нем можно будет выполнять любые Java-приложения, поддерживающие открытые стандарты.

Что же это за приложения? Для начала пример подает сама Oracle, обеспечив перенос всех своих бизнес-приложений на новую платформу. Более того, к известным системам Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards и Siebel в первом квартале следующего года добавится еще одно. И это второй главный анонс нынешней конференции. После пяти лет тяжелой работы, которую глава Oracle, тяжело вздохнув, назвал самым крупным проектом по созданию нового ПО в истории компании, на свет появится наконец давно обещанный пакет Oracle Fusion Applications, объединяющий в себе все лучшее, что было в упомянутых выше приложениях. Основополагающие принципы, заложенные в основу Fusion Applications, — встроенная в процессы бизнес-аналитика, опора на поддерживающее открытые стандарты связующее ПО, ориентация на современные способы взаимодействия пользователей (социальные сети и многоканальное сотрудничество), соответствие принципам SOA, упрощающее интеграцию с внешними приложениями, и возможность предоставления функций в рамках модели SaaS. Говоря о SaaS, г-н Эллисон поспешил напомнить о том, что у их главного конкурента на рынке ERP — компании SAP — модель SaaS поддерживается лишь в продукте для сегмента СМБ SAP Business ByDesign, но не во флагманской системе SAP ERP. Все компоненты Fusion Applications изначально готовы к обоим способам развертывания — на площадке предприятия и у внешнего провайдера. Не исключается и возможность комбинации этих способов, когда одни модули эксплуатируются локально, а другие в облаке.

На первом этапе в 2011 г. планируется выпустить семь подсистем Fusion Applications, отвечающих за управление финансами, персоналом, продажами и маркетингом, цепочками поставок, закупками, портфелями проектов и соответствием нормативным требованиям (GRC). Они содержат более сотни функциональных модулей. Что делать нынешним пользователям существующих бизнес-приложений Oracle? Корпорация предлагает им три стратегии: работать на том, что есть, поэтапно внедрять отдельные модули Fusion Applications, продолжая эксплуатацию старой системы, и наконец полный апгрейд. В любом случае обещано сохранить бессрочную поддержку всех бизнес-приложений, что вроде бы исключает вероятность принуждения клиентов к переходу на Fusion Applications. В то же время если старые приложения будут только поддерживаться, но не развиваться, то со временем апгрейд для многих клиентов станет неизбежным.

Итак, сегодня мы можем констатировать, что корпорация Oracle становится полноценным поставщиком корпоративных программно-аппаратных систем и готова встать в один ряд с IBM и HP. Многие эксперты задаются вопросом: чего еще не хватает корпорации, чтобы сравняться с этими гигантами? Появились сообщения о том, что на встрече с аналитиками, состоявшейся уже после завершения OpenWorld, Ларри Эллисон заявил о намерении продолжить покупку высокотехнологичных компаний и не исключил, что в их числе может оказаться и производитель полупроводниковых компонентов. Думается, есть еще одно направление, оставшееся вне фокуса корпорации, но активно развивающееся и в IBM, и в HP. Это сервисы и аутсорсинг. Надолго ли?