Многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию госуслуг в последнее время появились во многих городах России, однако и в тех проектах, которые были запущены уже довольно давно, не наблюдается стагнации. Одним из путей развития является расширение списка сервисов, доступных для пользователей, причем речь идет не только и о списке госуслуг, оказываемых в МФЦ. Так, в начале сентября текущего года в МФЦ муниципального района Гурьевск (Калининградская обл.), одном из первых открытых в России, на базе СЭД “Дело” компании ЭОС реализован функционал SMS-контроля за исполнением услуги. Как отмечают авторы проекта, использование мобильной связи — одно из перспективных направлений развития МФЦ.
Проект по созданию многофункционального центра для оказания госуслуг в городе Гурьевске Калининградской области был запущен в 2008 г., а в 2009-ом для организации системы электронного документооборота в рамках проекта по открытию МФЦ было выбрано решение компании ЭОС “Дело”.
Использование СЭД “Дело” дало возможность автоматически прикреплять к регистрационной карточке заявления гражданина форму, отражающую порядок обработки документов с указанием исполнителя и конкретной даты исполнения каждого пункта административных процедур. Таким образом, руководство МФЦ получило инструмент для контроля над исполнением услуги, а также оперативную статистическую информацию для формирования отчетов и проведения анализа по качественным и количественным показателям деятельности МФЦ.
Одной из важнейших составляющих проекта (бенефициар — Гурьевский МФЦ, исполнитель — компания “Весткомплюс”) стал запуск интернет-сервиса, который позволил контролировать ход исполнения услуги c персонального компьютера или через информационный киоск с использованием Интернета. На сайте администрации муниципалитета размещена специальная форма, где заявитель может ввести свою фамилию и регистрационный номер заявления, чтобы просмотреть статус исполнения заявления и проконтролировать соблюдение сроков его исполнения.
Заявителю не нужно звонить или лишний раз посещать МФЦ и стоять в очереди. Он будет уведомлен о готовности документа и может придти за ним, когда он готов. Заметим, что в будущем вовсе не обязательно будет посещать МФЦ — гражданам будет предоставлена возможность получения документа в электронном виде. Но это действительно серьезная задача, так как для ее реализации необходимы изменения законодательства.
Когда механизм контроля над исполнением услуги с помощью интернет-запросов был реализован, было запланировано предоставить пользователям возможность контролировать ход исполнения услуги и посредством мобильной связи. Интерес к мобильным сервисам обусловлен тем, что проникновение мобильной связи в регионе (и по всей России) гораздо выше, чем у интернет-доступа. “Мобильный телефон сейчас есть практически у всех, — отмечает Алекс Брудно, эксперт программы электронного правительства Европейского Союза, — а доступ в Интернет есть пока не везде. А нужно, чтобы пользователю было максимально удобно получать информацию”.
В апреле 2010 года, в момент запуска проекта по реализации функций SMS-контроля над ходом исполнения услуги планировалось, что потребуется дополнительное конфигурирование СЭД “Дело”, используемой в МФЦ. Однако, как рассказали участники проекта, для реализации функционала оказалось достаточно внутренних возможностей системы: дополнительного конфигурирования не понадобилось, лишь настройки. Именно этим и объясняются короткие сроки реализации проекта — в целом он занял менее трех месяцев.
На данный момент для пользователей МФЦ реализованы две функции: SMS-информирование и SMS-запрос о ходе выполнения услуги. В рамках SMS-информирования заявитель получает SMS-сообщения при завершении определенного этапа оказания услуги, а вторая функция дает возможность заявителю в любое время самостоятельно отправить SMS-запрос и получить информацию о том, на какой стадии в данный момент находится исполнение услуги.
SMS-cервисы запущены совсем недавно — в начале сентября текущего года, однако специалисты МФЦ уже отмечают их востребованность. Индикатором этого является реакция посетителей МФЦ, для которых заполнение поля с номером мобильного телефона не является обязательным, однако большинство вносят свой номер. При этом посетитель дает согласие на оплату SMS-сообщения — частично расходы ложатся на абонента, а частично — на МФЦ. Так как SMS-сервисы запущены менее месяца назад, официальной статистики по количеству запросов пока нет — как сообщили организаторы проекта, статистика появится в ноябре и будет опубликована на сайте администрации. В частности будут опубликованы сравнительные данные по количеству интернет- и SMS-запросов. В ближайшее время планируется получение единого “короткого” номера для всех правительственных учреждений области, и тогда SMS-сервисы станут еще проще и дешевле.
Новые функции, как и весь проект, были реализованы при участии проекта “Поддержка электронного правительства в Российской Федерации” Европейского Союза.