Серия мероприятий, проведенных HP, а точнее ее подразделением Imagine and Printing Group (IPG) в конце сентября в разных регионах и странах, включая Россию, в ходе которых было представлено новое поколение устройств печати этой компании, позволяет говорить о начале очередного этапа в развитии платформ печати, причем как потребительского, так и корпоративного класса. И этот этап связан прежде всего с расширением их интернет-функционала, открывающим дополнительные возможности для печати цифрового и веб-контента посредством использования облачных сервисов. В данном случае — сервиса ePrint.
Печать и облака — такое сочетание большинству пользователей, привыкших воспринимать принтеры и МФУ как компьютерную периферию (пусть даже с сетевым интерфейсом и встроенным веб-сервером), наверное, может показаться надуманным маркетинговым ходом компании, обусловленным популярностью облачной тематики. Однако если проследить историю развития, например, потребительских средств печати, последовательно обретавших порты для чтения флэш-карточек, собственные экраны для управления печатью и простейшей обработки изображения, сетевой интерфейс (в том числе беспроводной), то переход к “облачному” этапу с прямым подключением устройства печати к Интернету становится вполне логичным продолжением очевидной тенденции к ослаблению привязки средств печати к локальному компьютеру и превращению их во все более самостоятельный инструмент доступа к информации, ее распространения и совместного использования. Хочется надеяться, и все более удобный.
Пока оценить удобство облачного сервиса HP ePrint, анонсированного в июне нынешнего года, в полной мере могут лишь сравнительно немногие обладатели представленных тогда же новых устройств печати HP с интернет-портом. Вместе с тем на мой вопрос относительно уже накопленной за первые месяцы статистики использования сервиса, Туан Тран, вице-президент по продажам и маркетингу подразделения HP IPG, сообщил, что данные по США свидетельствуют о позитивной реакции пользователей на инициативу HP: “В среднем каждый зарегистрировавшийся в сервисе ePrint отправлял через него на печать два-три задания в неделю”. В HP оценивают это как очень высокий показатель, сулящий в перспективе огромное количество операций через ePrint и общее значительное увеличение объемов печати на устройствах HP, ведь в данном случае речь зачастую, идет о заданиях, которые без облачного сервиса не были бы выполнены. Кроме того, по оценкам, которые привел в своем докладе на прошедшей в Стамбуле конференции Рон Кофлин, старший вице-президент по направлению LaserJet and Enterprise Solutions подразделения HP IPG, 85% обладателей смартфонов хотели бы иметь возможность печатать непосредственно с них, а сервис ePrint позволяет это делать. IDC в свою очередь прогнозирует, что к 2020 г. 33% всей цифровой информации будет размещаться в облаках или передаваться через облака. Видимо, самое время приобщать к ним и средства печати.
И все же вопросов относительно сервиса остается на данный момент немало. Для тех, кто еще не совсем в курсе, поясним, что сервис ePrint предполагает два вида услуг: печать на зарегистрированном в ePrint печатающем устройстве (в этом случае ему присваивается уникальный почтовый адрес) через Интернет путем отправки документа на его адрес по электронной почте с любого имеющегося у пользователя компьютерного устройства, а также распечатку информации непосредственно из Интернета без обращения к ПК с помощью установленных на устройстве печати приложений (print apps), по сути напоминающих уже широко распространенные на ПК виджеты. Что и говорить, печать по почте с любого устройства без установки драйверов выглядит весьма заманчиво. Особенно, если приходишь в офис, например, с личным ноутбуком (а тем более смартфоном), и нужно что-то с него распечатать. Правда, прежде чем попасть на печать, файл с документом сначала должен “слетать” за океан в дата-центр, обслуживающий сервис ePrint, и вернуться в подготовленном для печати виде обратно, но, если подобные задания не перегружают имеющийся интернет-канал, то и проблемы вроде бы нет. А вот угроза того, что на уникальный принтерный почтовый адрес начнет сыпаться спам, за который к тому же придется расплачиваться бумагой и картриджами с тонером, — это уже посерьезнее.
В HP уверяют, что сервис отлично защищен и порукой тому репутация компании. В частности, владелец печатающего устройства через обычный браузер может сам на портале ePrintCenter не только сконфигурировать свое устройство, но и задать права доступа к нему, в том числе через “черные” и “белые” списки. Но это означает, что, обеспечив себе простоту печати “с любого устройства и отовсюду, где есть доступ в Интернет”, он должен так или иначе позаботиться о том, чтобы его устройство не превратилось в вулкан, извергающий чужую рекламу и ненужные фотографии отдыхающих где-то друзей. Что предпочтет пользователь? Думаю, в любом случае предпочтет модель с дополнительными возможностями, поскольку, как неоднократно было подчеркнуто в ходе стамбульской конференции, на цену устройства они не повлияют. А уж регистрироваться в сервисе ePrint или нет — вопрос другой.
С приложениями для прямой печати из Интернета все проще — тут все будет определяться наличием и предназначением приложений. Проблемы с их установкой и удалением возникнуть не должно — по словам представителей HP, это простая процедура, выполняемая со встроенного экрана управления устройством печати или через портал ePrintCenter. На сегодняшний день уже создано несколько десятков приложений и, на мой взгляд, среди них есть действительно полезные. В частности, Bing Maps with Directions и Google Maps позволяют, не включая компьютер, распечатать необходимую карту. Аналогичным образом можно получить в печатном виде дайджест новостей отдельных изданий, личный календарь с Google Calendar, сводку погоды. На данный момент, правда, большинство приложений ориентировано на американских пользователей, а переговоры с российскими поставщиками контента еще впереди.
Кстати, для расширения числа доступных пользователям приложений HP планирует выпустить специальный комплект разработчика (SDK), так что у российских программистов, видимо, появится еще одно поле для приложения сил. Тем более что ожидаемый масштаб внедрения сервиса ePrint наглядно свидетельствует о том, что для подразделения HP IPG это одно из стратегических направлений развития. Функцией прямого доступа в Интернет с подключением к ePrint будут оснащены новые модели семейств HP Photosmart, Officejet, LaserJet и Designjet, причем цены на них, по данным HP, будут начинаться от 99 евро для потребительских устройств и от 149 евро для офисных.
Правда, российским пользователям в ближайшее время будут доступны лишь четыре модели принтеров “все в одном” с поддержкой сервиса ePrint из серии HP Photosmart, а именно Photosmart Wireless (ориентировочная цена в России — 4449 руб.), Photosmart Plus (5499 руб.), Photosmart Premium (6499 руб.) и Photosmart Fax (9999 руб.), о которых мы уже писали. Вместе с тем на конференции в Стамбуле в этой же серии были представлены еще две новые интересные модели: HP ENVY — самое компактное в серии Photosmart устройство с низким уровнем шума, сенсорным экраном высокого разрешения и автоматически выдвигаемым лотком для бумаги, а также Photosmart eStation, главной особенностью которой является отделяемый сенсорный экран с диагональю 17,8 см, который можно использовать и как инструмент дистанционного управления принтером, и как планшет на базе ОС Android (его, например, можно взять с собой в дорогу). При заявленной производителем ориентировочной цене Photosmart eStation в 399 евро вполне резонным представляется вопрос, что же приобретает пользователь: принтер и в придачу планшет или планшет и в придачу принтер. Сегодня трудно предположить, как будет продаваться данная модель, но можно с уверенностью сказать, что интерес к ней будет проявлен большой, что в любом случае сыграет в пользу HP. В России же она появится, видимо, еще не скоро, даже ориентировочных сроков нам назвать не смогли. А вот новые офисные модели серий HP LaserJet, Color LaserJet и Officejet с поддержкой ePrint, надо полагать, будут представлены в ближайшей перспективе, и тогда будет повод рассказать о них подробнее.