6—7 октября в Москве в здании Торгово-промышленной палаты РФ прошла международная конференция “Стандартизация, сертификация, обеспечение эффективности, качества и безопасности информационных технологий” (ИТ-стандарт 2010). Конференция была интересна тем, что показала текущее состояние стандартизации ИТ в России, необходимость этого процесса и возможные пути решения данной проблемы.

В пленарном докладе заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин заявил, что в последние полтора года наблюдается серьёзное повышение интереса к стандартизации со стороны различных отраслей экономики России и формируется круг людей, занимающихся стандартизацией на новом уровне.

В этом году исполнилось 85 лет со дня основания Государственного комитета по стандартизации. По словам г-на Зажигалкина, как только государство ставит перед собой достаточно амбициозные социально-экономические задачи, вопросы стандартизации начинают занимать соответствующее им место как важнейший инструмент повышения качества продукции и услуг. Можно подтвердить эти слова текущей активностью Китая в области новейших стандартов — например, готовностью страны к сопровождению грузовых перевозок электронными документами.

По определению ISO стандарты обеспечивают в модели устойчивого развития общества три компонента: экономический рост, экологическую целостность и социальную справедливость. Отметим, что между стандартами и техническим регулированием существует большое различие: техническое регулирование направлено на обеспечение безопасности продукции и сопутствующих процессов, а стандарты — это унификация, взаимозаменяемость, обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. Хотя стандартизация описывается в одной из глав закона “О техническом регулировании”, это отдельная область деятельности, которая близка к техническому регулированию и поддерживает его, обеспечивает исполнение технических регламентов (ТР) — каждому ТР соответствует от нескольких десятков до сотни стандартов.

Сейчас, по утверждению г-на Зажигалкина, в руководстве страны начали понимать, что, наряду с вопросами интеллектуальной собственности, патентованием и т. п., стандартизация — это один из инфраструктурных элементов, необходимых для модернизации экономики, поскольку в стандартах отражаются создаваемые технологии.

Стандарты не навязываются обществу сверху — они принимаются техническими комитетами (ТК) и отражают некоторый баланс интересов бизнеса, потребителей науки и власти. Г-н Зажигалкин отметил, что в российских ТК как раз очень слабо представлены общества потребителей. Тем не менее в работе этих комитетов принимают участие до 10 тыс. экспертов.

Росстандарт работает сейчас над восстановлением своего былого статуса, в частности ведёт 42 сайта в Интернете. Количество принимаемых и обновляемых стандартов в стране по всем областям достигло 1200 в год (в 2004 г. до принятия закона “О техническом регулировании” их было всего 189 в год — наинизший уровень). Общее количество стандартов в фонде — 23 365. Среди них много стандартов, унаследованных от CCCР, которые не обновлялись. Обновление стандарта по нормам ISO должно проводиться раз в пять лет.

Важной стороной стандартизации является финансирование работ. Если в ФРГ на стандартизацию в год тратится 800 млн. евро, то совокупные российские затраты — всего 14 млн. долл.

Если на Западе в финансировании разработки стандартов доля промышленности составляет 85—90%, а остальные затраты покрывают государство и общества потребителей, то в России 90% затрат покрывает бюджет и лишь 10% — промышленность. Задача Росстандарта увеличить долю отечественной промышленности хотя бы до 50%. Однако все усилия по разработке стандартов окажутся тщетными, если стандарты не будут применяться в каждодневной практике. Поэтому важнейшая задача — поиск способов стимулирования использования стандартов. Среди очевидных — отнесение затрат по разработке национальных стандартов на себестоимость, установление приоритетности требований национальных стандартов и т. п.

Председатель ТК 22 Сергей Головин рассказал о проблемах создания национальных стандартов. В первую очередь это полное или частичное разрушение отраслевой науки, которая в СССР была основным создателем стандартов. В настоящее время в области ИТ ISO разработала более двух тысяч стандартов, а в России ежегодно обновляется всего 25—30 ИТ-стандартов. Чтобы система ИТ-стандартизации не деградировала, их в год должно быть с учётом пятилетнего цикла обновления порядка 500. Однако существенные усилия по переводу ИТ-стандартов сейчас предпринимает только СОДИТ (Союз ИТ-директоров).

Общий объём ИТ-бизнеса в мире оценивается в 1,5 трлн. долл. Доля России в нём — менее 2%. Основная причина, на мой взгляд, — отсутствие компетентного руководства отраслью. Так, например, цена вопроса с тем же переводом адекватного количества стандартов — всего порядка 5 млн. долл. в год. Однако стандарты — это не настолько пафосная тема, как, скажем, построение в стране информационного общества, куда можно легко закопать народные миллиарды, поэтому выхода из деградационного тренда в области ИТ-стандартов что-то пока не намечается.