Ну вот, спортивные болельщики, и настала пора серьезно задуматься об IPv6, нравится вам это или нет. Вы готовы? Лично я — не готов, но это не моя вина.

Хотя применялись различные способы, чтобы раздвинуть ограниченное адресное пространство IPv4 — “классические” разделенные точками числа, которые стали столь знамениты в дни “золотой лихорадки” в Интернете, — последние оценки показывают, что те 6% доступных адресных блоков, которые сейчас еще ни за кем не закреплены, могут оказаться исчерпаны к лету будущего года.

Это уже не первый случай, когда мы слышим нечто подобное, но на сей раз я склонен поверить. Учитывая взрывообразный рост количества интернет-пользователей за рубежом и безумный характер распространения мобильных устройств, я удивлен, что нам удалось столь долго избегать этого с помощью таких трюков, как бесклассовая междоменная маршрутизация (Classless Inter-Domain Routing, CIDR) и трансляция сетевых адресов (Network Address Translation, NAT). IPv6 был разработан в 1996-м. Я с ним сталкивался на протяжении нескольких лет. Одни приложения потребуют переосмысления для работы с ним, другие не заметят никакой разницы.

Олимпийские игры 2008 г. в Пекине стали жесткой проверкой для IPv6. Спустя 12 лет после описания протокола в документе RFC во время крупнейшего мирового события все обслуживавшие его сети использовали IPv6. И если я чего-то не упустил, то соревнования в этой части прошли довольно гладко. Но готов признать, что Олимпийские игры все же представляют собой особый случай. Там не приходилось иметь дело с большой инсталляционной базой. А подлинная проблема связана с внедрением IPv6 в крупной бюрократической организации, в которой инсталляционная база складывалась десятилетиями, но появилась необходимость перехода на современную сетевую технологию. Примером может служить дядюшка Сэм.

Несколько лет назад правительство США перевело свои магистральные сети на IPv6 и теперь приступает к проблеме перевода на этот протокол подключенных к ним систем в соответствии с директивой, изданной в конце сентября главным федеральным информационным управляющим Вивеком Кундрой. В его плане содержится призыв к использованию IPv6 в качестве операционного протокола в публичной части сети FedNet с конца 2012-го финансового года. Для нас с вами это означает сентябрь 2012-го. Внутренние правительственные системы должны применять IPv6 к сентябрю 2014 г.

Это не значит, что в эти четыре года федеральные власти откажутся от IPv4. Напротив, подготовленная Кундрой записка предполагает, что в обозримом будущем IPv4 и IPv6 будут использоваться параллельно. Полагаю, что и частный сектор тоже станет применять оба протокола.

Для меня вполне ясно, что ИТ-подразделения компаний не будут испытывать особых проблем в результате внедрения IPv6. До тех пор, пока их сотрудники не вернутся с работы домой. Не имею представления, какие планы существуют в отношении IPv6 у моего личного провайдера доступа в Интернет. Еще меньше я знаю о том, будет ли мой модем-маршрутизатор поддерживать этот протокол, хотя сильно подозреваю, что нет. Какая неприятность! Ведь основная масса оборудования, подключенного к модему-маршрутизатору, была бы просто счастлива в результате появления IPv6, насколько я могу судить.

Далее, моя домашняя сеть очень похожа на то, что существует во многих небольших компаниях. У меня есть некоторый блок IP-адресов и несколько устройств, к которым теоретически можно подключиться через Интернет. Может ли ваша компания переключиться на IPv6, или даже так: есть ли у нее такая потребность, — это, наверное, далеко не главная ваша проблема. Но, вероятно, никому не повредит, если вы начнете задавать вопросы. Даже если у вас нет необходимости в ближайшем будущем (или когда-либо) переводить на IPv6 свои собственные подключенные к сети устройства, будет лучше, если ваши доступные для других системы окажутся подготовленными к этому переходу. И неважно, какие формы примет такая подготовка.