В области космической навигации Российская Федерация твердо занимает второе место в мире, заявил на пресс-конференции в Москве вице-премьер Сергей Иванов. В течение ближайшего года государство не намерено снижать уровень поддержки проекта ГЛОНАСС . Более того, в этой области будет осуществляться продвижение новых инициатив, в частности, намечается облагать дополнительной пошлиной ввозимые в страну сотовые телефоны и навигаторы без ГЛОНАСС; разрабатывается нормативный акт правительства, обязывающий производимые в России автомобили оборудовать устройствами ГЛОНАСС; предполагается снятие ограничений на выпуск и использование электронных крупномасштабных карт в РФ. Ожидается, что все эти меры будут способствовать дальнейшему развитию рынка отечественных навигационных устройств.

Проект ГЛОНАСС — одно из ведущих направлений инновационного развития страны, открывающее перспективы модернизации всей нашей экономики, сказал вице-премьер. Сегодня таких действующих систем в мире насчитывается всего две — американская GPS и наша ГЛОНАСС. К концу этого года космическая группировка ГЛОНАСС будет доведена до 24 космических аппаратов (КА) и отечественная система станет глобальной.

Но на сегодня основные проблемы ГЛОНАСС находятся уже не космосе, а на земле. Главные из них — две. Первая — отставание в микроэлектронике. Без нее невозможно создание массовых устройств. Вторая — отставание в картографической области. Фактически само понятие “электронная карта” появилось у нас совсем недавно. Все эти проблемы будут решаться в рамках новой федеральной целевой программы на период 2012—2020 гг.. “Систему ГЛОНАСС нельзя запустить мгновенно, она внедряется шаг за шагом”, — пояснил Сергей Иванов.

Наиболее широко навигационная техника используется в силовых структурах, а также в транспортных организациях. “Министерство обороны уже закупило десятки тысяч устройств для управления войсками, — продолжил вице-премьер. — Без ГЛОНАСС высокоточного оружия не может быть. Сейчас ГЛОНАСС работает даже на артиллерийских снарядах. МВД осуществляет закупки отечественного навигационного оборудования: планируется в течение ближайшего десятилетия выделять на эти цели по 1 млрд. руб. в год”.

“Более чем в 100 городах страны работают системы управления транспортными перевозками, — отметил Александр Гурко, генеральный директор компании “Навигационно-информационные системы”. — За последние три года стоимость профессионального оборудования для системы ГЛОНАСС снизилась в пять раз”.

Хуже обстоит дело с массовым рынком навигаторов: его развитие в значительной мере сдерживается отсутствием чипсетов отечественного производства. Ожидается, что микросхемы, изготовленные по топологии 90 нм, появятся у нас в будущем году. По мнению г-на Гурко, они будут не намного дороже зарубежных: в целом устройства, собранные на них, будут стоить на 50—100 руб. выше аналогичной импортной техники.

А пока готовятся новые меры для поддержки отечественных производителей. Россия в скором времени введет пошлины на импорт мобильных телефонов и навигаторов без системы ГЛОНАСС. “Если мобильный телефон будет с ГЛОНАСС, то не будет никаких пошлин, — заявил Сергей Иванов. — А если только с GPS, то, как мы прикинули, пошлина может составить порядка 25%, чтобы потребитель почувствовал разницу”. Ведущие производители мобильных телефонов, по его словам, уже выразили готовность оснащать ГЛОНАСС-модулем свои аппараты. “Это не столько принуждение, сколько мотивация”, — добавил он.

“Я думаю, до конца года выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы все новые автомобили, выпускаемые с конвейера в РФ, оборудовались в обязательном порядке навигаторами ГЛОНАСС, — сказал он. — Цена таких приборов составит порядка 10 тыс. руб.”.

Кроме того, важная инициатива касается картографии, в соответствии с ней до конца года будут сняты последние ограничения на использование крупномасштабных карт. “На снятие ограничений по точности поручение уже дано, — отметил Сергей Иванов. — Министерство обороны должно понять: то, что они закрывают, всеми уже давно открыто”.

Сергей Иванов сообщил, что Россия уже вложила в развитие ГЛОНАСС 60 млрд. руб. (Вероятно, эта цифра не учитывает тех затрат, которые были сделаны на этапе разработки и запуска системы в Советском Союзе; общая сумма, очевидно, в несколько раз больше). По его мнению, конкурентов у отечественной системы нет: действующая американская система GPS выступает “скорее как союзник”, европейская Galileo из-за бюрократии еще не запущена, да и обошлась она уже дороже ГЛОНАСС. Американская сторона готова к работе по совместимости двух систем и сотрудничеству в рамках комитета ООН по навигации. Мы должны создать совместные правила игры.

На первом этапе развития системы основные инвестиции были направлены на космический сегмент, сейчас он фактически создан и ресурсы будут направляться на создание массовых навигационных устройств и на картографическое обеспечение. ”Наша задача — создать условия, чтобы заработал рынок, — заключил вице-премьер. — В конечном счете за государством останется одно — космические аппараты, остальное будет делать рынок!”