Проведенная в середине октября XI ежегодная конференция и выставка “Информационные технологии в медицине” стала первым мероприятием, состоявшимся после смены руководства Департамента информатизации Минздравсоцразвития России. Конечно же, произошедшая накануне отставка главы этого департамента Олега Симакова никак не могла повлиять на тематику выступлений, которые готовились и согласовывались с программным комитетом конференции задолго до этого события. На пленарном заседании министерство — на сей раз в лице заместителя директора Департамента информатизации Александра Тарасова — в очередной раз ознакомило собравшихся с приоритетными направлениями и первыми результатами программы модернизации российского здравоохранения.

Напомним, что главной целью этой масштабной программы, рассчитанной до 2020 г., является повышение качества оказания медицинской помощи населению. В ходе ее реализации предполагается решить три основные задачи. Первая — предоставление гражданам страны возможности самостоятельно выбирать страховую компанию и медицинское учреждение при получении услуг в системе ОМС независимо от места рождения, проживания и регистрации. Вторая — введение принципиально новой системы оказания медицинской помощи, основанной на стандартах, содержательное наполнение которых должно быть одинаковым на всей территории России. И, наконец, третья — переход на полный тариф при расчетах за оказанную медицинскую помощь и обеспечение возможности оперативных взаиморасчетов между субъектами РФ.

Александр Тарасов рассказал, что в рамках реализации данной программы на 2011 г. предполагается создание в учреждениях здравоохранения ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам, а также развитие и интеграцию с федеральными и региональными информационными ресурсами подсистем кадрового и бухгалтерского (материального) учета, используемых в ЛПУ. Кроме того, будет осуществляться дальнейшее развитие региональных специализированных подсистем, которые будут дополнены возможностями удаленной записи к врачу, поддержки программы дополнительного лекарственного обеспечения и пр.

На ближайшие два года запланирована также реализация проекта по созданию информационной системы в здравоохранении. В министерстве считают, что работа над проектом позволит сформировать условия для обеспечения единых требований к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также для непрерывного повышения качества данной деятельности. Помимо самой информационной системы, обеспечивающей учет оказываемых медицинских услуг, намечено разработать систему оценки деятельности работников сферы здравоохранения и систему контроля качества услуг.

Второй важной составляющей данного проекта должно стать обеспечение открытости системы здравоохранения, а именно повышение уровня информированности граждан в вопросах ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, а также качества обслуживания медицинских организаций.

Перспективные направления развития ИТ в российской медицине и практический опыт информатизации ЛПУ обсуждались и в других выступлениях спикеров конференции, представлявших центральные и региональные органы управления здравоохранением, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, медицинские учреждения и компании — разработчики специализированного ПО. Но вот местом, где отчетливо проявилась смена руководства Департамента информатизации, стал круглый стол, посвященный вопросам разработки и внедрения медицинских информационных систем (МИС) и проведенный Александром Тарасовым. Это заседание, в прошлом представлявшее собой по сути “театр одного актера”, теперь превратилось в полуторачасовую вялотекущую сессию вопросов-ответов, на которой в большей степени затрагивались технологические вопросы, а не острые проблемы, волнующие сегодня разработчиков МИС и руководителей медицинских организаций.

Так, в первую очередь участников круглого стола интересовали вопросы построения информационной системы в здравоохранении. Как известно, в рамках пилотного проекта Минэкономразвития, осуществляемого в 2010—2011 гг., проводится апробация двух вариантов модели информатизации: сервисно-ориентированная архитектура (SOA) и “ПО как услуга” (SaaS). Обе эти модели, по словам Александра Тарасова, обладают как достоинствами, так и недостатками, поэтому реализация пилотного проекта позволит определить, какой из них следует отдать предпочтение в дальнейшей программе информатизации медицинских учреждений. Вместе с тем, по мнению ряда представителей компаний-разработчиков, при отработке моделей не было учтено несколько аспектов. В частности, при использовании модели SaaS может случиться, что у ЛПУ закончится финансирование и оно поэтому будет вынуждено прекратить использование данной услуги. Или, например, в ходе работы медицинское учреждение по какой-либо причине захочет расторгнуть контракт с провайдером SaaS. И тогда встает вопрос, что делать с накопленными данными. Перемещать их неким образом обратно в ЛПУ? Но тогда потребуется установка системы, что не всегда возможно.

Еще одна проблема, на которую указали участники круглого стола, — это закрытость большинства медицинских систем. Система устанавливается в ЛПУ, настраивается, но местным системным администраторам при этом практически ничего не доверяется. Чтобы внести в нее даже малейшие изменения, медицинскому учреждению приходится вызывать дорогостоящих инженеров от производителей того или иного диагностического оборудования. Поэтому было высказано пожелание, чтобы Минэкономразвития при формировании требований к информационным системам учитывало необходимость их стыковки с другим медицинским ПО, а также возможность полной передачи на обслуживание в ЛПУ при условии, что поддержка будет оказываться по телефону или электронной почте.

Не меньшую важность представляет и проблема переноса данных. В случае если медицинское учреждение отказывается от использования старой системы (причиной может служить потеря связи с разработчиком, невозможность дальнейшей модернизации системы или что-либо иное), то возникает необходимость конвертации накопленной информации. С точки зрения Минэкономразвития, эта задача должна осуществляться за счет ЛПУ, поэтому такие затраты следует закладывать в стоимость внедрения новой системы.

Собравшихся также интересовало, в какой степени министерство учитывает международный опыт реализации национальных проектов в области здравоохранения. Общеизвестно, что те страны, которые выбрали эффективный путь, добились наилучших результатов и при этом смогли сэкономить значительные средства. К примеру, разница в стоимости реализации проектов в Великобритании и Канаде составляет десятки раз, причем она была получена именно за счет выбора правильного подхода, поддержанного “сверху”. Со своей стороны Александр Тарасов заверил, что практически все документы, которые готовятся в министерстве, опираются на опыт построения информационных систем в мире и в первую очередь на опыт таких “продвинутых” стран в области информатизации здравоохранения, как Германия, Австралия, США, Швеция и Дания. Более того, в Минэкономразвития считают, что необходимо учитывать и существующие сегодня в России системы. “У нас есть регионы, где информатизация находится на высоком уровне. Создавать новое следует, только внимательно проанализировав накопленный опыт”, — подчеркнул он.

И наконец, представители медицинских учреждений не могли не затронуть такой болезненный для них вопрос, как повышение компьютерной грамотности медицинского персонала всех уровней. Проблема заключается в том, что для решения данной задачи требуется дополнительное финансирование. Например, в городе Орле обучение одного специалиста только базовым навыкам работы с компьютером (72 часа занятий) стоит 2,5—3 тыс. руб. Легко понять, что это неподъемная цифра для самих ЛПУ.

Однако в Минэкономразвития считают, что обучение медработников должно находиться в компетенции главврачей. “У нас в стране нет ни одного учебного заведения, где готовили бы специалистов в области медицинской информатики, — сказал Александр Тарасов. — Более того, подготовить такое количество специалистов просто нереально. Естественно, мы будем взаимодействовать с Департаментом науки и образования, чтобы были созданы специализированные курсы по обучению работе с МИС. А со временем такие виртуальные курсы будут развернуты и на наших информационных ресурсах”.

В целом, подводя итоги конференции, можно сказать, что за год, прошедший со времени проведения предыдущего мероприятия, практически ничего не изменилось: представители Минэкономразвития всё так же рассказывают о грандиозных планах модернизации здравоохранения, а представители медицинского сообщества стоят перед грудой нерешенных проблем. Оптимизм внушает лишь обещание Александра Тарасова учесть при разработке требований к информационным системам большинство пожеланий разработчиков МИС: “Министерство заинтересовано в получении обратной связи от разработчиков. Наши консультанты дают свою оценку, но с практической точки зрения нам очень важно знать и точку зрения производителей”, — заявил он.