Несмотря на отсутствие определенности с LTE в России, крупные операторы связи постепенно определяют принципы работы в новой телекоммуникационной реальности, где скорости мобильного доступа в Интернет будут, наконец-то, мало отличаться от скоростей фиксированного доступа. Если раньше для пользователей несколько сотен мегабайт, полученных с помощью мобильного модема, казались недостижимым результатом, то сейчас в отдельных сетях среднемесячное потребление трафика не опускается меньше 10 Гб. Пока что таких результатов достигает только “Скартел” со своими 631 тыс. абонентов, но и другие операторы фиксируют любителей загрузить 2—3 Гб информации в месяц в сетях 3G: благо, скорости все-таки позволяют это сделать.

Руководство операторов “большой тройки” неоднократно заявляло, а Tele2, “Скартел” и “ВымпелКом” это даже продемонстрировали в Стокгольме, Казани и Алмате соответственно, что основными и наиболее интересными пользовательскими устройствами для сетей LTE будут мобильные модемы. Причем, с возможностью подключаться как к стандартным портам USB, так и к miniUSB — для вывода в Сеть не только мобильных и стационарных компьютеров, но и любых других устройств, от смартфонов до телевизоров, поддерживающих USB-host (USB on-the-go). Можно с высокой долей вероятности заключить, что это будут весьма миниатюрные устройства, поддерживающие технологию Ethernet over USB по цене около 4—5 тыс. руб. Их можно будет устанавливать в систему под управлением любой ОС без дополнительных драйверов: из встроенной памяти модем будет загружать для своего управления соответствующее ПО. Улучшить ситуацию с количеством одновременно подключенных устройств смогут портативные роутеры, которые по размеру будут напоминать усеченные внешние жесткие диски (ориентировочная цена — 8—10 тыс. руб.). Планируется, что такие устройства смогут работать целый день, находясь в автомобиле, портфеле или просто кармане куртки — за счет мощной встроенной батареи, оперативного подключения к беспроводной сети после включения и возможности подключения нескольких устройств по Wi-Fi они и будут обеспечивать подключения к LTE-сетям нескольких устройств одного абонента — даже тех, у которых нет адаптеров для новых скоростных сетей.

Очень вероятно, что голосовой доступ, который сейчас продается как отдельная услуга, просто “потеряется” в data-трафике. Скорее всего, смартфоны для LTE будут объединять возможность оперативного вызова одного абонента другим с помощью различных технологий, в зависимости от того, сколько будет за это готов заплатить пользователь. С помощью специальных серверов сопряжения записные книжки абонентов из статичного списка контактов уже сейчас можно превратить в интерактивную информационную панель, где рядом с каждой записью будет указан статус человека (если он в сети, то в какой), а также варианты вызова (возможно — с ценами). Таким образом, самым важным и полезным идентификатором станет совсем не телефонный номер, а ник-нейм в социальных сетях, под которым пользователь присутствует в различных сервисах.

Изменятся приоритеты в тарифостроительстве — сейчас основные подсчеты тарифных предложений определяются по трафику, который пользователь может забрать в обмен на определенное количество денег. Но сети, оптимизированные для передачи трафика, как, к примеру, у “Скартела”, в наибольшей степени чувствительны к полосе пропускания, поэтому USB-модемы, планшетные компьютеры, нетбуки со встроенными модемами будут подключаться к тарифам, разделяемым по скорости доступа. Кстати, “ВымпелКом” в середине ноября запустил услугу “Безлимитный мобильный Интернет” с опциями light и super, где есть ограничения по скорости. Есть они и в ТП от компании “МегаФон": операторы постепенно перестраиваются.

Большой вопрос, как будет организован подход к внутрисетевому и международному data-роумингу. Операторы “большой тройки” и “Скай Линк” пока исповедуют старый принцип, когда абонент должен платить больше, выезжая за пределы домашнего региона. Правда, единые цены для “модемных” ТП во внутрисетевом роуминге теперь расширены на границы макрофилиалов, площадь которых больше, чем отдельных регионов страны. Однако погоды это не делает — в данном случае куда как большую симпатию вызывают единые цены во всех городах присутствия одного оператора связи (как это реализовано у “Скартела”): скорее всего, победит именно такая модель доступа. С международным роумингом ситуация постепенно улучшается — операторы “большой тройки” уже предлагают пакеты трафика, где стоимость мегабайта выше цены в домашней сети не в 200—300 раз, как было раньше, а “всего” в сто. Учитывая отсутствие подвижек “вниз” на этом направлении с самого начала развития мобильной связи в России, это можно оценивать положительно. Но тарифы на подобные услуги все равно пока остаются заградительными — для LTE-сетей операторам из разных стран придется предложить пользователям совсем другой подход.