Довольно неожиданно слоган очередной московской конференции SAS Forum 2010 — “Новый вектор развития. Возврат к росту” — уже в ходе открывавшей ее панельной дискуссии был в какой-то степени поставлен под сомнение. Причем сомнения высказывались не только относительно реального наличия роста в нашей экономике, но и что такой рост будет сопровождаться повышением спроса на инструменты бизнес-аналитики, в том числе и на те, что предлагаются сегодня компанией SAS.

Характерным примером в этом отношении может служить положение в розничной торговле. По словам генерального директора представительства SAS в России и СНГ Валерия Храброва, переговоры с крупными отечественными ритейлерами ведутся уже четыре года, но реальных проектов пока немного. Причина проста — розничные сети бурно расширяются, их обороты растут, а потому сейчас не время думать об оптимизации затрат, удержании клиентов, рациональном управлении ассортиментом и т. д. Иными словами, рост бизнеса может иногда служить и тормозом на пути внедрения бизнес-аналитики.

С другой стороны, как заявил вице-президент МТС по корпоративным коммуникациям Андрей Теребенин, на мобильных операторах кризис отразился не очень сильно. Они открывают новые проекты по передаче данных, мобильному банкингу, продаже контента, развитию каналов рекламы, которые требуют современных средств клиентской аналитики и управления рисками. Об этом свидетельствует и озвученная Валерием Храбровым структура доходов российского представительства SAS: большая их часть приходится на банки и телекоммуникационные компании. Любопытно, что госсектор, меньше всего пострадавший от кризиса, как был равнодушен к применению аналитических инструментов, так и остается таким сегодня. Судя по тому, что об ожидаемом росте продаж в этом сегменте Валерий Храбров заявляет уже на третьей конференции подряд (правда, со все меньшим оптимизмом), соответствующие предложения госорганам от SAS поступают, но в их реализации эти организации совершенно не заинтересованы. Выходит, их руководителям не очень нужны средства управления эффективностью, которые объективно показывают, к примеру, насколько рационально расходуются бюджетные средства. Что понятно. Непонятно, почему такая информация не востребована руководителями этих руководителей.

Вопрос о том, насколько государство хочет быть эффективным, возникает и в связи с продолжающимся ростом его участия в деятельности коммерческих компаний. Такова, в частности, ситуация в энергетике. Как рассказал председатель совета директоров “Энел ОГК-5” Доминик Фаш, в российской энергетике 59% активов принадлежит сегодня государству, 30% — частному сектору и 11% — иностранным инвесторам. Внешне ситуация здесь вполне благополучна: в этом году ожидается увеличение генерации на 6%. Однако рост этот, по мнению г-на Фаша, должен скорее вызывать беспокойство, поскольку примерно с теми же темпами растет вся наша экономика, а значит энергоэффективность остается на прежнем крайне низком уровне. Как уточнил докладчик, энергозатраты на выпуск единицы эквивалентной продукции в России в 3—4 раза выше, чем в развитых странах. Разумеется, для технического перевооружения необходимы значительные инвестиции, но для выбора приоритетных направлений необходим детальный бизнес-анализ текущей ситуации и возможных вариантов развития. Ведется ли такая работа достаточно широко? Судя по спросу на BI, не ведется. Причин тому множество, но одну из них Доминик Фаш, характеризуя отечественных китов бизнеса, со свойственным ему юмором назвал “синдромом Тургенева”, напомнив, что этот замечательный писатель, творя для российского читателя, большую часть времени проводил совсем в другой стране.

Получается, что более высокий спрос на бизнес аналитику стимулируется не просто арифметическим ростом доходов или прибыли. Как убежден генеральный директор страховой компании РОСНО Ханнес Шарипутра Чопра, во внимание следует принимать и другие факторы, например снижение будущих рисков. Об этой стороне дела напомнил и ведущий эксперт SAS по решениям для нефтегазовой отрасли Майк Вуд, отметивший, что известная авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе стала редким примером уникального соотношения между вероятностью риска и возможным размером ущерба от него.

Движущей силой более широкого применения аналитических инструментов является не экстенсивный рост, а инновационное развитие бизнеса. Свидетельством тому стало сообщение руководителя специальных проектов издательского дома “Коммерсантъ” Владислава Дорофеева о проведенном ими опросе руководителей отечественных компаний. В нем, в частности, оценивались доли компаний, строящих свою стратегию на снижении издержек и на расширении бизнеса. Как это ни удивительно, первые составили подавляющее большинство как в прошлом (кризисном, по общему мнению) году, так и в нынешнем. “Нет новых идей — нет развития”, — констатировал г-н Дорофеев.

Безусловно, есть одна компания, рост бизнеса которой неотделим от увеличения спроса на инструменты бизнес-аналитики: это сама SAS. По словам Валерия Храброва, если прошлый год в смысле доходов был “плоским”, то за девять месяцев нынешнего объем продаж уже превысил показатели всего 2009-го на 35%. Появилось около 20 новых клиентов, в основном из числа банков и телекоммуникационных операторов (“Уралсиб”, “Бинбанк”, “Промсвязьбанк” и др.). Второй год подряд руководство московского офиса анонсирует предстоящий выход компании в нефтегазовый сектор, но реальных контрактов такого рода пока нет. Наибольшей популярностью, наряду с базовыми инструментами бизнес-анализа, пользуются решения для клиентской аналитики и управления рисками.

Всего в арсенале SAS около 400 программных продуктов, и число их продолжает расти. По словам директора глобальной технологической практики SAS Марка Торра, на очереди выпуск новой платформы интеграции данных Data Management Platform, ориентированной на бизнес-менеджеров средств проектирования прогнозных моделей и проактивной аналитики, а также усовершенствованных BI-клиентов, позволяющих работать в среде офисных приложений Excel и Outlook. Большой интерес вызвал рассказ эксперта SAS в области клиентской аналитики Марины Пашкевич о новом продукте Social Media Analytics, для углубленного текстового анализа контента социальных сетей (как общего пользования, так и корпоративных). При этом можно выявлять тематическую направленность, смысловую и эмоциональную окраску высказываний участников сети, а также степень влияния каждого из них на аудиторию. Если учесть, что, согласно статистике, членам своего узкого круга сетевого социального общения доверяет 78%, а традиционной рекламе всего лишь 14%, анализ такого массового канала общения способен дать бесценную информацию отделам маркетинга, рекламы, технического обслуживания, а в конечном итоге разработчикам и изготовителям той или иной продукции. Среди 30 языков, поддерживаемых этим продуктов пока нет русского, но, как утверждает г-жа Пашкевич, работа в этом направлении уже ведется.