По возвращении из Нижнего Новгорода я попросил президента РАСПО академика Виктора Петровича Иванникова прокомментировать происходящие там события. Виктор Петрович согласился и в телефонном разговоре озвучил свою позицию по вопросу внедрения СПО в системе образования.

Беседа довольно быстро перешла от частного к общему. В результате получились вот эти семь тезисов, которые я и предлагаю вашему вниманию.

1. Не надо ругать Microsoft.

Microsoft — коммерческая компания, цель которой — получение прибыли. Очевидно, что внедрение СПО в школы задевает интересы этой фирмы и ее менеджеры будут предпринимать определенные шаги, чтобы удержать существующие позиции на рынке. В этом нет ничего удивительного и это совершенно нормально.

Предложение Microsoft по лицензированию ПО для образовательных учреждений — объективно сильный ход, нравится нам это или нет. Поэтому не надо ругать менеджеров этой компании за то, что они хорошо работают. Просто надо работать лучше, чем они.

2. Внедрение СПО в систему образования — комплексная программа.

К сожалению, у лиц принимающих решения на высшем уровне пока нет четкого понимания того, что внедрение СПО в систему образования — это комплексная программа. Причем, система образования не ограничивается только школами — это еще и средние специальные учебные заведения, и университеты. Пытаться искусственно выдернуть из этого что-то одно — неправильный подход.

Приходится констатировать, что у государства нет внятной и конкретной программы перевода системы образования на СПО. А без этого реализация проекта если не обречена на провал, то очень сильно затруднена. Особенно досадно, что не имея собственной программы государство не прислушивается к рекомендациям экспертного сообщества, изложенных в “Маршрутной карте”.

3. Государство должно стимулировать создание инфраструктуры.

Мы живем в большой и разнообразной стране. Никакое массовое внедрение невозможно без развитой ИТ-инфраструктуры. И ее создание — главная задача государства.

Важно подчеркнуть, что предложения экспертов ни в кем случае нельзя трактовать как очередную просьбу дать денег бизнесу. При развитой инфраструктуре он их сам заработает. Государству же следует сосредоточить свои силы на комплексных системных программах, направленных в первую очередь на создание и развитие инфраструктуры.

4. Главная беда — компанейщина.

Без ясных и последовательных действий государства в области внедрения СПО в систему образования, процесс в регионах непременно пойдет (а где-то уже идет) по пути компанейщины — разовых мероприятий, проводимых больше “для галочки”.

Разумеется, это не упрек отдельным фирмам и энтузиастам, которые помогают школам перейти на СПО, действуя порой совершенно бескорыстно. Однако масштабных полноценных внедрений таким образом добиться нельзя.

5. Главная цель — технологическое развитие.

Основная цель внедрения СПО — не экономия денег и даже не информационная безопасность. Это только следствия нашего отставания в технологическом развитии.

Широкое использование СПО поможет преодолеть это отставание за счет радикального увеличения самостоятельных отечественных разработок в области ПО. Если говорить о национальных интересах, то важно не столько юридическое право на код, сколько наличие в стране специалистов, способных создавать эффективные конкурентоспособные программы.

6. Не наступить на те же грабли.

Внедрение СПО само по себе не гарантирует защиту системы образования от монополизма. В пользу этого утверждения свидетельствует результат пилотного проекта, когда вместо свободы выбора школы получили решение от одного вендора.

Государство должно принять комплексные меры, которые позволят учебным заведениями самостоятельно выбирать ПО, основываясь на его потребительских качествах, а не становится заложниками кулуарных решений, принятых за закрытыми дверями кабинетов чиновников. Разработчики должны конкурировать между собой на свободном открытом рынке — только это позволит избежать стагнации отрасли.

7. Изучать информатику, а не конкретные платформы.

Отсутствие системного подхода со стороны государства привело к тому, что переход школ на СПО часто затруднен по независящим ни от разработчиков, ни от образовательных учреждений причинам. Учебники и методические пособия по-прежнему привязаны к одной платформе. Используемые на уроках ЭОР не запускаются в Linux-среде. Имеющийся инструментарий для ЕГЭ также не учитывает требований по мультиплатформенности.

Таким образом, зависимость системы образования от решений одного вендора существует по сих пор. Для преодоления этого нужны не разовые меры, а серьезная системная политика со стороны государства.

Источник: РАСПО