Для корпорации Xerox, специализирующейся в области обработки документов и управления информацией, российский рынок малой офисной печати является лишь одной из составляющих бизнеса, но весьма важной. Хотя корпорация не имеет продуктов на базе струйной технологии, она стабильно входит в число лидеров по поставкам принтеров и МФУ для офисов, а ее партнерская сеть в России насчитывает порядка 5000 компаний. Своим мнением относительно перспектив данного рынка с 1-м заместителем главного редактора Игорем Лапинским поделился Александр Назарьев, директор департамента дистрибуции малой офисной техники российского представительства Xerox.

PC Week: Аналитики утверждают, что рынок средств офисной печати активно восстанавливается — сказывается отложенный спрос. Надолго ли его хватит? И как скоро, по-вашему, рынок может выйти на докризисный уровень?

Александр Назарьев: Действительно, этот рынок сегодня показывает положительную динамику. Так, например, в нынешнем году мы наблюдаем общее смещение спроса в пользу МФУ и рост доли высокопроизводительных принтеров и МФУ в лазерном сегменте. Процесс замещения принтеров на МФУ, существенно замедлившийся в 2009-м, возобновился. Это позволяет нам прогнозировать сокращение в 2011-м разрыва в объеме продаж МФУ и принтеров, а в ряде сегментов, например в сегменте персональных устройств, рынок должен выйти на докризисный уровень.

PC Week: Бизнес в сегменте малой офисной печати базируется на поставках расходных материалов. Но в первом полугодии 2010-го, по некоторым данным, объемы закупок и оригинальных, и совместимых картриджей в штучном выражении снизились по сравнению с 2009-м. Вы отмечаете ту же тенденцию?

А. Н.: Мы, напротив, отмечаем положительную динамику: в первом полугодии продажи оригинальных картриджей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас выросли на 40%. Причем в значительной мере эта цифра обусловлена продажами расходных материалов к персональным принтерам, пользователи которых наиболее склонны к применению неоригинальных расходников. Это связано со стоимостью устройств и печати: чем меньше стоит оборудование, тем меньше пользователи готовы платить за расходные материалы к нему, зачастую принимая за основной фактор выбора цену, а не качество.

Вместе с тем должен сказать, что в России до сих пор остро стоит вопрос борьбы с контрафактной продукцией. В связи с этим нам приходится следить за неавторизованным каналом продаж, устраивать контрольные закупки, чтобы защитить покупателя и репутацию нашей компании.

PC Week: Офисные принтеры и МФУ разных производителей выполняют схожие функции на основе схожих технологий, а покупатели, как мне кажется, все менее склонны углубляться в технические детали. Что, по-вашему, будет определять выбор покупателя в пользу того или иного вендора в ближайшие годы?

А. Н.: Одним из ключевых критериев выбора для покупателя, безусловно, останется сервис. При этом под сервисом следует понимать полный цикл обслуживания — и консультацию при покупке продукта, и обучение работе с продуктами, и дальнейшую техническую поддержку с применением современных технологий обслуживания при его эксплуатации. Именно поэтому мы столько внимания уделяем данному направлению.

Если говорить о продуктах, думаю, в течение ближайших пяти лет для российского рынка по-прежнему будут актуальны простые и функциональные устройства для печати по доступной цене. Пользователи будут также выбирать решения с более низкой общей стоимостью владения и недорогой цветной печатью. Кроме того, все большее значение для покупателя будут иметь компактность и дизайн устройств.

PC Week: Доступная цена и низкий показатель стоимости владения — это, как правило, взаимоисключающие факторы. Называя их, вы имеете в виду разные категории покупателей?

А. Н.: Эти факторы не всегда находятся в противоречии. При планировании расходов на инфраструктуру компании стремятся учесть всё — и входящую стоимость решения, и следующие за его установкой эксплуатационные расходы. Но сейчас мы наблюдаем тенденцию формирования аналогичного прагматичного подхода и у частного пользователя. Например, сегодня при выборе автомобиля покупатель учитывает и его базовую стоимость, и потребление топлива, и расходы на обслуживание в сервисном центре. Очевидно, для частного пользователя стоимость продукта будет иметь первостепенное значение, но не только она станет определять его выбор.

PC Week: 2010-й подходит к концу. Вы уже можете предположить, с какими проблемами вам придется столкнуться в наступающем году и чем он будет отличаться от уходящего?

А. Н.: В настоящее время рынок все еще переживает последствия кризиса, но, полагаю, 2011-й будет характеризоваться большей стабильностью спроса. Главным же вызовом в следующем году может стать усиление конкуренции среди вендоров. Сегодня она наблюдается в самых разных аспектах: технологическом, ценовом, маркетинговом. Безусловно, ключевые игроки продолжат активное обновление продуктовых линеек, которое будет включать как совершенствование уже существующих продуктов, так и внедрение принципиально новых. Мы тоже готовим к запуску интересные предложения.

PC Week: Ваши новинки будут иметь прямое подключение к Интернету, или в Xerox это считают не актуальным?

А. Н.: Такую технологическую эволюцию мы считаем актуальной, но в среднесрочной перспективе. А для российского рынка скорее даже в долгосрочной.

Уже сейчас у Xerox есть все возможности с помощью базового функционала МФУ или вспомогательного программного обеспечения реализовать прямой выход устройства в Интернет. Если количество востребованных заказчиками облачных сервисов будет увеличиваться, то, без сомнения, все производители очень быстро проведут необходимые усовершенствования своих продуктов. В том числе и Xerox.

PC Week: Спасибо за беседу.