Всего два года назад Ларри Эллисон из Oracle приходил в неимоверное раздражение, как только дело касалось новой фазы развития технологии. “Да что, в самом деле, представляют собой эти облачные вычисления? — говорил он в то время. — Я понятия не имею, о чем все толкуют. Это полная чушь!”.

Извини, Ларри. Сегодня даже тебе придется признать, что облачные вычисления не только существуют, но и становятся чуть ли не главной темой в сфере информационных технологий. Ни один ИТ-менеджер не может их игнорировать, учитывая стремление конечных пользователей установить контроль над своими техническими сервисами. Такое стремление связано с широкими возможностями, которые предоставляют облачные вычисления, Web 2.0 и различные мобильные решения.

В конечном итоге речь идет о том, чтобы сделать работу организаций более эффективной и прибыльной, говорится в книге “Корпоративные облачные вычисления. Руководство по стратегии для лидеров бизнеса и технологии” (издательство Meghan-Kiffer Press). Её авторы Энди Малхолланд, Джон Пайк и Питер Фингар написали инструкцию для менеджеров, позволяющую им воспользоваться быстрыми технологическими изменениями.

Ниже приводятся четыре рекомендации для ИТ-менеджеров из этой книги.

1. Решения относительно вычислительного облака должны приниматься исходя из потребностей бизнеса, а не по техническим соображениям.

Приносимая польза должна быть ключевым фактором, определяющим применение облака. Облако повышает темпы развития организации, помогая людям работать более разумно, а сотрудничать более эффективно. Но ИТ-бюджеты обычно планируются как минимум на год, что не позволяет решать вопросы так быстро, как того требует облачная модель.

Как же поступить? Включите затраты на облачные вычисления в ежемесячные операционные расходы. Это обеспечит гибкость, позволяющую воспользоваться всеми инструментами облачных вычислений, необходимыми для новых бизнес-инициатив.

2. Подчеркивайте лучшие стороны облака, чтобы ваши оппоненты одобрили идею дополнительных расходов.

Министерство обороны США продемонстрировало гибкие возможности данной технологии, когда применило облачные вычисления при ликвидации последствий землетрясения 2010 г. на Гаити. Там не было базовых коммуникационных сетей. Поэтому военные использовали то, что у них называется компьютерной средой с быстрым доступом (Rapid Access Computing Environment, RACE), в качестве платформы обмена информацией для обслуживания спасателей в этой нищей стране. Спасатели прибегали к данному инструменту для организации совместной работы. Они выходили в социальные сети, выискивая по всему миру местных переводчиков со знанием креольского языка и консультантов, которые помогали им решать возникающие проблемы. В традиционной вычислительной среде для этого потребовалось бы гораздо больше времени. Конечно, не все компании решают вопросы жизни и смерти, как это было на Гаити. Но и они испытывают необходимость в быстрых и квалифицированных ответах на свои вопросы, от чего нередко зависит успех или провал мероприятия.

3. Хорошее управление обеспечивает необходимое предвидение. Но не должно заменять облачные вычисления.

Мобильный сотрудник, который устанавливает у клиентов те или иные продукты, проводит презентации для них и выполняет другие задания с выездом на место, не может ждать, пока ИТ-подразделение найдет и приобретет необходимые ему инструменты. В эпоху Web 2.0 такой работник сам может отыскать все, что ему нужно, и купить облачные версии. Конечно, при этом возникают проблемы в области управления и некоторые неприятные вопросы. Например, как мы можем разрешить предоставление сервиса, если не имеем понятия, сколько людей им воспользуется и как они получат доступ к нему? Или такой: кто может гарантировать безопасность и надежность этих инструментов? Но всё это не помешает заключению контрактов. ИТ-менеджеры должны работать с поставщиками, добиваясь, чтобы облачные ресурсы были эффективно развернуты на предприятии. Посредством управления политиками проводится обучением пользователей, в результате которого они могут, скажем, сами обеспечить свою безопасность. Ведь архитектура ИТ, при которой всей функции осуществляются централизованно изнутри компании, уходит в прошлое.

4. Будьте готовы скорректировать свою интерпретацию “измеряемого успеха”.

В конечном итоге, поскольку облако должно быть в первую очередь инструментом бизнеса и лишь во вторую — техническим ресурсом, вы не можете полностью выразить его ценность количественно, как делали это в традиционных ИТ-средах. Вместо того чтобы анализировать, к примеру, статистику его использования, вам потребуется разработать новые показатели. Что-то вроде такого: “создание новых возможностей для бизнеса”.