“День бухгалтерии” — это фирменная концовка делового года компании “1С”, традиционное ежегодное мероприятие, впервые проведенное в 1995 г. Но на этот раз оно прошло несколько в ином формате. Вообще, правильнее говорить о более масштабной акции — “едином семинаре”, который в конце декабря проводят партнеры “1С” одновременно по всей стране и в котором московский День — это “главный среди равных”. А за две недели до него фирма собирает партнеров на совещание для подготовки семинара. Сейчас же “День бухгалтерии”, был интегрирован в партнерское совещание (чтобы в том числе показать “как надо”), и прошел раньше — 3 декабря, а всероссийский семинар состоится 16 декабря. Все же остальное было как обычно: Московский цирк на проспекте Вернадского был заполнен (2700 участников) с утра до позднего вечера (мероприятия традиционно завершается цирковым представлением).

Основная задач Дня связана с обсуждением новшеств законодательства, в первую очень в области бухгалтерского и налогового учета, которые начнут действовать с очередного нового года, и готовности к ним программных продуктов “1С”. Что касается собственно бухгалтерии, то здесь наиболее серьезные изменения в 2011 г. будут в “зарплатном” законодательстве. Речь идет в первую очередь о принятых 1 декабря 2010 г. Советом Федерации законопроектах № 433094-5 “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов” и № 433100-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством””. Кроме того, в настоящее время опубликовано и обсуждается около 20 законов и законопроектов, влияющих на порядок расчета, учета и подготовки отчетности по соцпособиям, страховым взносам, НДФЛ. Представители “1С” заверили, что, несмотря на глобальный характер изменений, порядок работы пользователей в “зарплатных” решениях “1С:Предприятия 8” изменится несущественно — им не потребуется осваивать новые правила ведения учета и методики расчетов. Главное — понимать суть изменений и вовремя обновить свою программу.

Более важным сегодня является введение в действие с 2011 г. (это планировалось сделать еще год назад, но правительство решило перенести этот шаг) закона № 152-ФЗ “О персональных данных”. В соответствии ним оператором информационной системы персональных данных является любое юридическое или физическое лицо, организующие и/или осуществляющие обработку персональных данных физических лиц — сотрудников, кандидатов, учредителей, контрагентов (физических лиц, должностных лиц контрагентов, посетителей) и т. п. На семинаре было рассказано, какие действия должны предпринять организации и частные предпринимателями для соблюдения буквы закона. В частности нужно:

  • получить согласие на обработку сведений у физических лиц;
  • направить уведомление в Роскомнадзор;
  • разработать организационно-распорядительную документацию;
  • провести классификацию информационной системы;
  • запланировать и провести мероприятия по защите персональных данных.

При этом нужно иметь в виду, что перечень конкретных мероприятий по защите персональных данных зависит от категории обрабатываемой информации, объема персональных данных, структуры информационной системы, предъявляемых требований безопасности, а также ряда иных факторов.

Со своей стороны, “1С” подготовилась к этим нововведениям. В платформе “1С:Предприятие 8.2” расширена функциональность защиты от утечек данных (DLP — Data Leak Protection). В соответствии с требованиями закона в платформе “1С:Предприятие 8.2” обеспечена возможность регистрации ряда событий, в частности доступа и отказа в доступе к персональным данным. Получен сертификат № 2137 ФСТЭК России , который удостоверяет, что платформа “1С:Предприятие 8.2” является программным средством общего назначения со встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и может использоваться для защиты информации в информационных системах персональных данных до 1-го класса включительно (т. е. применима для информационных систем, оперирующих в том числе сведениями о состоянии здоровья). Важно отметить, что прикладные решения, которые используют данную платформу, не требуют дополнительной сертификации

Технические возможности платформы “1С:Предприятие 7.7” позволяют обеспечить выполнение требований закона 152-ФЗ только до класса 3. Это следует учитывать операторам при выборе систем автоматизации, построении и классификации информационных систем персональных данных.

Как известно, летом 2010-го был принят федеральный закон 229-ФЗ, в котором предусмотрена возможность составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. Формально он уже действует, но эксперты ожидают, что его фактическая реализация — сугубо в эволюционном режиме — начнется в новом году. “1С” готовится к этому, расширяя возможности обмена электронными документами в своем ПО. Было сказано, что данный механизм, выполненный на базе стандарта обмена коммерческой информацией CommerceML 2, уже имеется в составе платформы “1С:Предприятие 8.2” и может быть интегрирован в любую типовую конфигурацию. Настройки позволяют задать “использование/неиспользование” ЭЦП для каждого вида документа. При этом обмен электронными документами выполняется напрямую “продавец — покупатель” и может быть начат по нажатию одной кнопки сразу после ввода адресов электронной почты участников.

Кроме того, программы системы “1С:Предприятие 8” могут использоваться не только для подготовки регламентированной отчетности, но и для ее отправки по каналам связи в контролирующие органы. В июле 2010 г. в типовые решения “1С:Предприятия 8” включены новые механизмы обмена по каналам связи. Так, отчетность в ПФР можно отправлять на сервер спецоператора непосредственно из программ “1С:Предприятия 8”. В платформе реализован механизм, который основан на прямом взаимодействии с порталом ФСС. Он позволяет сформировать зашифрованный и подписанный электронно-цифровой подписью файл отчета в соответствии с требованиями ФСС, загрузить его на портал ФСС, отслеживать статус отчета и получать протокол приема.

В ноябре вступил в силу новый формат информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи (приказы ФНС России от 09.11.2010 г. № ММВ-7-6/534, № ММВ-7-6/535 и от 02.11.2009 г. № ММ-7-6/534). В этом же месяце выпущены релизы конфигураций “1С:Предприятия 8”, поддерживающие новый формат.