Уже много лет предпринимателям обещают доступные по цене, надежные и простые в эксплуатации системы видеоконференцсвязи (ВКС). Однако основная часть предлагаемых решений на деле доставляет заказчикам больше проблем, чем пользы. А вот компания Avistar справилась там, где не сумели справиться другие, обеспечив благодаря семейству своих продуктов Avistar C3 возможность организации многоточечной ВКС высокого разрешения практически на каждом офисном настольном компьютере.

В отличие от облачных (собственных или арендуемых) решений Avistar C3 реализует клиент-серверный подход. С его помощью пользователи могут точно определить, как, когда и где открывать ВКС, а также проводить внутренние видеоконференции (в режимах связи компьютера с компьютером, конференц-зала с конференц-залом) без передачи какой-либо информации через публичное интернет-соединение. Более того, этот подход исключает плату за услугу по подписке или по требованию (чего нельзя сказать об арендуемых ВКС-сервисах), предоставляя при этом администраторам ВКС-системы контроль соединения, полосы пропускания и безопасности.

В рамках линейки продуктов C3 компания Avistar предлагает несколько вариантов программных пакетов, включая разработанные для интеграции с продуктами Microsoft OCS, HP RGS и Citrix ICA, а также самостоятельные комплекты, такие как C3 Communicator, C3 Conference и C3 Connect, различающиеся составом компонентов, количеством поддерживаемых сеансов связи и набором дополнительных возможностей.

Я внимательно исследовал вариант C3 Business Pro Edition, представляющий собой интегрированный пакет, в который входят клиент рабочей станции C3 Endpoint, сервер C3 Call Control, средство шифрования C3 Tunnel, программный инструмент управления многоточечной связью C3 Conference и консоль управления C3 Command.

В целом система ВКС для десктопов, разработанная Avistar, — это ощутимый шаг вперед, вполне способный сделать ВКС более пригодной для бизнес-пользователей. Изменив некоторые детали в лицензировании и порядок комплектования продуктов в пакеты, компания может выйти в лидеры рынка, предлагая лучший как для крупного, так и для малого бизнеса вариант ВКС-связи на настольных компьютерах.

Тестирование Avistar C3

Начать работу с C3 Business Pro Edition оказалось на удивление легко. Единый программный мастер поддерживает инсталляцию всех компонентов на сервере (в среде Windows Server 2003 или более старшей версии этой ОС) и требует минимального ввода данных при установке. Разумеется, можно отказаться от установок по умолчанию, если необходимо изменить порты, логические направления или какие-либо иные настройки.

Единственное, что придется сделать в любом случае, — это создать пользователя с правами администратора и присвоить доменное имя. Реальным плюсом здесь была бы улучшенная интеграция со службой Active Directory для поддержки учетных записей администраторов и пользователей продукта.

Шаги, следующие после установки основных компонентов системы, включают такие рутинные операции, как активация лицензии, настройка связи по SIP-протоколу, создание туннеля для доступа и нескольких пользовательских учетных записей. Ни одна из этих операций не оказалась очень уж сложной, что редко бывает с самостоятельно развертываемыми ВКС-решениями.

Консоли управления продуктами, на мой взгляд, понятны и просты в использовании. Так, консоль сервера C3 Call Control предлагает иерархическое меню с абсолютно ясными названиями пунктов, такими как “Контроль”, “Настройки”, “Пользователи”. Больше всего мне понравилось, что для управления системой мне не нужно быть экспертом в видеоконференцсвязи или сетях.

Хотя установка и управление являются очень важными составляющими решения C3 Business Pro Edition, этот продукт на самом деле не требователен к квалификации пользователя. И здесь компания Avistar не разочаровала меня. В работе система использует программный клиент, устанавливаемый на компьютеры, которые должны быть оснащены хорошей веб-камерой и звуковой картой.

Для тестировании я взял веб-камеры Logitech QuickCam Pro 9000 Webcam, а также камеры, встроенные в некоторые модели ноутбуков Toshiba и Fujitsu. Во время испытаний проводилась видеоконференция с пятью представителями компании Avistar. Мне не были известны точные настройки их компьютеров — я знал лишь, что они работают под ОС Windows. Тем не менее видео и звук были исключительно высокого качества, по меньшей мере при подключении по кабелю.

Продукт C3 Communicator для Windows я тестировал под разными версиями этой ОС, включая 32- и 64-разрядные Windows 7 Ultimate. Благодаря программным помощникам установка приложения была очень проста.

Несмотря на то что инсталлировалась пробная версия (работающая в течение тридцати дней), процедуру должна завершать установка файла с лицензией, что несколько усложняет дело. Лучше бы было проводить лицензирование при инсталляции на стороне сервера — тогда лицензировать продукт на рабочем месте не пришлось бы. Это само по себе было бы проще и позволило бы участвовать в видеоконференциях и временным пользователям.

Инсталляция требует еще нескольких вещей, в том числе настроек протокола SIP, межсетевого экрана для туннелирования канала, прокси-сервера и т. п. Самое правильное здесь — использовать автоконфигурационный файл, который можно загрузить с сервера.

Простота использования

Сразу после установки C3 Communicator готов к работе. Для начала нужно занести контакты в адресную книгу. Если есть интегрированный с ВКС LDAP-каталог, то в этом каталоге и можно посмотреть контакты — в нём перечислены все зарегистрированные пользователи. В результате упрощается создание адресной книги: достаточно навести курсор и щелкнуть мышкой.

Начало видеовызова в C3 Communicator напоминает вызовы в VoIP-устройствах. Просто выбираете из каталога тех, кто вам нужен для связи, — остальное происходит автоматически. ПО дозвонится до компьютера вызываемого абонента и организует соединение, если тот ответит на вызов. Тем же способом к конференции подключаются и другие участники.

Интересной опцией в C3 Communicator является также разделение ресурсов компьютера между участниками конференции. На экране есть специальный значок, щелчок по которому позволит вам показать слайдфильм, продемонстрировать порядок действий в каких-либо процедурах, провести тренинг. Однако эта опция предлагает только базовые возможности разделения ресурсов — она не является эффективным средством технической поддержки или инструментом дистанционного поиска неисправностей.

Видеовызовы очень хорошо организованы. Avistar объединила контроль полосы пропускания, усовершенствованное сжатие и другие технологии обеспечения высококачественного видео с высокой частотой кадров, в том числе для случая удаленной широкополосной связи.

Мои впечатления от общения сразу с несколькими участниками видеоконференции превосходят то, что дают другие технологии, которые я использовал ранее. Видео воспроизводилось в режиме высокой четкости (HD), а звук был ясным и чистым даже когда я общался сразу с пятью пользователями по широкополосному каналу.