Транспортный коллапс в аэропортах “Домодедово” и “Шереметьево” в конце декабря 2010 г. наводит на мысль, что телекоммуникационное оборудование, информационные системы и электронные средства обеспечения безопасности авиаузлов нуждаются в существенном улучшении. Равно как и организация взаимодействия ведомств при чрезвычайных ситуациях и формы общения авиакомпаний и турфирм со своими клиентами.

В Москве и Московской области в результате погодной аномалии усложнилось положение в транспортном авиаузле — аэропорт “Домодедово” остановился из-за отключения энергоснабжения, а аэропорт “Шереметьево” работал с перебоями из-за сложных метеоусловий. Тысячи пассажиров в течение нескольких дней в самых тяжелых условиях находились в зданиях аэровокзалов.

При этом главные жалобы пассажиров были на отсутствие информации о переносе рейсов и начале перерегистрации, невозможность найти питание, нехватку мест для отдыха и т. д. Множество людей оказались без связи с миром и без информации о том, что происходит вокруг них. Эта информационная блокада и безразличие ответственных лиц привели к массовому недовольству людей, акциям протеста, потасовкам, избиениям сотрудников авиакомпаний.

Нынешний аэропорт “Домодедово” — это новое сооружение, спроектированное и выросшее за последние годы буквально на наших глазах. Отчего же этот стратегический объект оказался в столь беспомощном состоянии? Почему отработанные годами практики строительства, системных решений, обеспечения бесперебойной работы предприятий, безопасности и нормальных условий пребывания пассажиров были нарушены при реконструкции и расширении данного авиаузла?

Трудно понять, почему деревья смогли упасть на провода высоковольтных линий электропередачи, ведущих к аэропорту “Домодедово”. Ведь по строительным нормам в лесополосе вдоль ЛЭП обязательно должна создаваться защитная просека определенной ширины. Почему она не поддерживалась? Почему дремал энергонадзор?

Учитывая масштабы и значимость объекта, следовало бы возвести резервную или вспомогательную электростанцию в непосредственной близости от аэропорта и авиагородка и соединить ее с авиапредприятием уже не ЛЭП, а кабельной линией.

Возникает вопрос, существует ли схема работы авиапредпрития в режиме ЧП. Ведь сроки подачи электричества в аэропорт могли быть значительно сокращены, если бы своевременно обратились к военным и подключили по временной схеме мобильные электростанции. А поскольку железнодорожная ветка подходит непосредственно к аэровокзалу, туда можно было оперативно пригнать целый энергопоезд.

Но ничего подобного сделано не было. Еще труднее понять, почему отключилось аэродромное навигационное и радиотехническое оборудование, системы сигнализации и связи. Ведь для них обязательно должно быть предусмотрено автономное электропитание. Что, очередной раз сэкономили на дизель-генераторах и аккумуляторных батареях? Или просто не проверяли состояние аварийного электропитания и не контролировали возможности перехода оборудования на работу от резервных источников тока?

Когда фактически закрылись главные воздушные ворота страны, может быть МЧС стоило не ветки собирать, а активно работать в местах чрезвычайных ситуаций? И совместно с Минкомсвязи быстренько развернуть там мобильные ситуационные центры и узлы связи? И побудить компании сотовой связи дополнительно установить там мобильные базовые станции?

Интересно, что мешало Минтрансу организовать нормальное информационное обслуживание застрявших в аэропортах людей? Никаких препятствий для быстрого расширения на аутсорсинговой основе контакт-центров парализованных авиапредприятий не видно. Технические ресурсы для этого в стране имеются, но ничего подобного сделано не было.

Каждый день на нас валятся сообщения о начале работы то тут, то там новых систем управления наземным пассажирским транспортом на основе ГЛОНАСС. Так где же эти хваленые системы? Почему пассажиры не могли выбраться из аэропортов? Почему стояли поезда, а автобусы в нужном количестве не доходили до места назначения? Почему таксисты смогли задрать свои тарифы в десять и более раз? И можно ли вообще это называть управлением на транспорте?

Непонятно, почему не были задействованы средства массовой информации — телевидение, радиовещание, Интернет — для информирования клиентов авиакомпаний и турфирм, а также регулирования пассажиропотоков в аэропортах. Ведь нетрудно было с помощью СМИ объявить, что сегодня в связи со сложными метеоусловиями и техническими проблемами в аэропортах такие-то рейсы осуществляться не будут, администрация просит пассажиров не беспокоиться и без необходимости не приезжать в аэровокзалы, а о сроках возобновления полетов и перерегистрации билетов можно узнать на сайтах и по телефонам таким-то.

В дополнение к этому при подъезде к аэропортам с помощью мегафонов и другого мобильного звукоусилительного оборудования стоило заранее оповещать подъезжающих пассажиров и сопровождающих их лиц об отмене и переносе авиарейсов и предлагать по возможности вернуться на время в город. Это позволило бы уменьшить концентрацию людей в переполненных аэропортах и улучшить условия их пребывания там. И совершенно не ясно, почему Минкомсвязи остался в стороне от решения всех этих вопросов.

После летних пожаров на финансирование подготовленной МЧС программы технического перевооружения до 2015 г. будет выделено 43 млрд. руб., в том числе 3 млрд. для закупки средств связи и управления. Возможно, уже теперь МЧС стоит подкорректировать эту программу с учетом опыта разруливания нынешнего коллапса в аэропортах. А еще, быть может, есть смысл подкинуть ресурсов Минкомсвязи и Минтрансу для совместной разработки технических решений по информационному обслуживанию пассажиров и оповещению населения в случае серьезных заторов в транспортных узлах.

После развала Советского Союза объем пассажирских перевозок в стране упал, наверное, раз в пять. И несмотря на это, авиационная отрасль непрерывно буксует, постоянно демонстрируя свою неэффективность. Возможно, это связано с тем, что те же аэропорты теперь рассматриваются их владельцами не как объекты транспортного обслуживания населения, а как платформа для извлечения прибыли.

Здесь новые собственники не потратились на дополнительные энергообъекты, там не учли необходимость в резервном электропитании для радиосвязи, где-то сэкономили на числе рабочих мест контакт-центров. Из всего этого складывается неудовлетворительное обслуживание пассажиров.

Эту порочную практику надо менять. Как с помощью предварительных организационных мероприятий и преодоления межведомственных барьеров, так и посредством современного технического оснащения аэропортов. И тогда ОМОНу не придется охранять сотрудников “Аэрофлота” от разъяренных пассажиров.