В 2010 г. самым активным проповедником концепции облачных вычислений в России была, наверное, компания Microsoft. В той или иной мере данная тема присутствовала почти на всех мероприятиях корпорации. Но все же, облака — это реальная тенденция развития ИТ или каприз маркетинговой политики ИТ-поставщиков? Этот вопрос мы решили обсудить с президентом Microsoft Россия Николаем Прянишниковым.

PC Week: По частоте упоминаний облака наверняка могут претендовать на звание “технологии 2010”. Но каково реальное их влияние на ИТ-рынок?

Николай Прянишников: 2010-й можно по праву назвать годом облачных технологий. Мы видим стабильно растущий интерес к новой модели: ИТ как услуга. . Согласно прогнозам IDC, среднегодовой темп роста рынка превышает 100%. По мнению аналитиков Gartner, к 2012 г. 80% предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными службами, а 20% компаний вообще откажутся от собственных ИТ-активов. Эта тенденция будет актуальна и для России.

PC Week: Но в то же время звучат и довольно скептические оценки…

Н. П.: Все новое всегда вызывает скептицизм. Когда Билл Гейтс сказал, что компьютер станет персональным, это вызывало недоверие, а сегодня ПК — привычное, необходимая на работе и дома устройство. В середине 50-х идея создания мобильного телефона вызывала усмешки: “Кто будет говорить по телефону на улице, когда это можно сделать из дома”, — удивлялись люди. Время показало, что они заблуждались — сегодня мобильный телефон есть практически у каждого.

Нужно понимать, что мы находимся еще в начальной стадии проникновения облачных моделей. Многие российские компании уже убедились в преимуществах облака. Например, количество заказчиков одного из наших партнеров Parking.ru, предоставляющих ПО Microsoft по модели аренды, в 2009 г. увеличилось в три раза, что говорит само за себя. Сегодня наши партнеры строят свои ЦОДы, чтобы самые разные компании могли воспользоваться облачными технологиями. Например, в середине декабря такой дата-центр запущен в коммерческую эксплуатацию в Твери нашим партнером компанией “Информатика Бизнеса”.

PC Week: А что можно ожидать от облаков в 2011-м?

Н. П.: Активное развитие облачных вычислений продолжится. Уже нет никаких сомнений в тех преимуществах, которые предоставляют облака компаниям самого разного масштаба бизнеса и из различных отраслей экономики. Думаю, что 2011-й станет годом осмысления того, как правильно использовать облачные технологии, когда компании начнут активнее пробовать облачные сервисы, выбирать наиболее подходящие для них модели услуг и типы облаков.

PC Week: Как намерена участвовать в этом процессе Microsoft?

Н. П.: Наша компания имеет уникальное преимущество — мы предлагаем заказчикам различные типы облаков (частные, гибридные и публичные) и различные сервисы (SaaS, IaaS и PaaS). В настоящее время мы совместно с российскими партнерами работаем над пилотными проектами по развертыванию частного облака на базе Microsoft Hyper-V Cloud. Кстати, мы сами активно используем возможности нашего частного облака — оно развернуто в Технологическом центре Microsoft и служит для демонстрации и тестирования решений.

PC Week: Что рынок может ожидать в 3—5-летней перспективе?

Н. П.: Думается, что на ближайшую и даже среднесрочную перспективу тренд понятен — это широкомасштабное использование облачных вычислений. Трансформация ИТ уже началась и во многих компаниях идет полным ходом, но ее успех будет во многом зависеть от трансформации самого бизнеса. Облачные вычисления, когда информационные технологии становятся такими же привычными и доступными, как и электричество из розетки, требуют изменения и самого бизнеса, поиска новых возможностей и развития дополнительных или принципиально иных бизнес-моделей. Например, за последнее время на рынке широкополосного доступа и сотовой связи наблюдалось падение APRU (средняя выручка на одного пользователя). Одной из причин этого стало распространение так называемых мобильных офисов и снижение тарифов на мобильный Интернет. В итоге телеком-компании стремятся сохранить ARPU на достигнутом уровне и развивать дополнительные услуги с максимальной “добавленной стоимостью”. Существенный потенциал для них видится и в выходе в смежные вертикальные сегменты. По прогнозам Gartner, доля облачных сервисов в общем объеме услуг, которые предоставляют операторы связи, достигнет более 15% в 2012 г.

PC Week: Сегодня создается впечатление, что основные усилия поставщиков облачных сервисов нацелены на крупных заказчиков. А как же СМБ?

Н. П.: Я считаю, что как раз особенное влияние облачные технологии окажут на компании сегмента СМБ, ведь благодаря модели “ИТ как услуга” они смогут использовать самые современные ИТ-решения. Наше исследование этого сегмента показало, что 82% руководителей компаний малого бизнеса считают, что у крупных компаний больше конкурентных преимуществ, так как они имеют больше возможностей использовать надежные и современные ИТ-решения.

PC Week: Как повлияют облака на возможности российских разработчиков?

Н. П.: Уверенно отвечаю — самым положительным образом. Развитие экосистемы разработки локального ПО — это очень важное направление, которому помогут ускориться облачные технологии. Снижение стартовых инвестиций и рисков масштабирования, сокращение времени запуска новых продуктов и снижение стоимости тиражирования, развитие новых бизнес-моделей — это те преимущества, которые получают разработчики программных решений.

Облака также станут одним из двигателей развития высокопроизводительных вычислений (HPC). Сегодня мы наблюдаем фактически новый виток в принятии решений, когда проводятся сложные математические вычисления не по привычным таблицам, т. е. происходит не обработка информации, но создание прогнозов, в которых учитывается огромное количество разнообразных факторов. Это требует огромных мощностей и было бы невозможно без облачных вычислений.

PC Week: Спасибо за беседу.