Тезис о том, что технология VoIP позволяет совершать междугородние и международные звонки значительно дешевле, чем через телефонную сеть общего пользования, не нуждается в доказательствах. В масштабах предприятия экономия может быть довольно значительной. Программный клиент Lync 2010 или Microsoft Communicator 2007 R2 для персональных компьютеров позволяют совершать такие звонки одним щелчком мыши, обеспечивая VoIP-соединение peer-to-peer или телеконференцию через центральный сервер Lync 2010. При этом абоненты, использующие клиентскую программу для персональных компьютеров, не задумываются о том, где находится их собеседник, и просто делают звонок, а программное обеспечение OCS (Lync) Server уже маршрутизирует трафик должным образом.

А вот при связи с мобильными абонентами есть определенные проблемы. В настоящее время доступен UC-клиент для Windows Mobile, который можно загрузить бесплатно с сайта Microsoft (естественно, в рамках действующей лицензии на клиентские подключения); есть также клиент для iPhone и Web-клиент, но все эти программы имеют один существенный недостаток — они не поддерживают VoIP. Получается, что если используется персональный компьютер, то функция VoIP доступна, а как только вы уезжаете из офиса и переключаетесь на смартфон, то работать с почтой и быстрыми сообщениями вы можете, отслеживать информацию о присутствии — тоже, а вот звонить приходится через обычную GSM-сеть.

Между тем существует решение третьих фирм, позволяющее общаться абонентам Microsoft Communicator (Lync) и мобильным абонентам посредством VoIP-технологии. Для этого используется связь через канал Wi-Fi или сети 3G. В общем случае VoIP-звонок выполняется следующим образом. VoIP-клиент регистрируется на сервере, поддерживающем такой вариант трафика, получает от него адрес и становится еще одним телефоном в сети со своим номером, входящим в общий план нумерации сервера. При получении вызова на номер, к которому привязан VoIP-клиент, сервер устанавливает с ним связь и передает голосовой трафик по IP-сетям.

Для коммерческих предприятий вариант подключения мобильных абонентов через SIP-провайдеров, таких как Skype или Sipnet, не рассматривается, поскольку звонки на Lync-абонентов будут тарифицироваться этой сетью как звонки на телефоны общего пользования, да и сопровождать такой вариант в масштабах предприятия будет непросто.

К сожалению, как OCS 2007 R2, так и Lync 2010 не поддерживают связь по VoIP для внешних клиентов, и чтобы добавить такую функцию, можно воспользоваться аппаратным VoIP-шлюзом, совместимым с OCS и поддерживающим режим SBC (Session Border Controller), например AudioСodes Mediant 1000. Это устройство поддерживает до 120 одновременных SIP-абонентов и входит в список сертифицированных устройств, протестированных для работы с OCS 2007 R2.

Связь между OCS и Audiocodes Mediant настраивается стандартным образом через Mediation Server. Поскольку в OCS один Mediation Server может взаимодействовать с одним шлюзом, то Mediant устанавливается между телефонной станцией и OCS и обеспечивает дальнейшую передачу телефонного трафика в сеть общего пользования.

Для Lync 2010 уже нет ограничения на количество шлюзов. Один Mediation Server может взаимодействовать с несколькими телефонными станциями, что упрощает архитектуру решения и позволяет на одном сервере развернуть несколько подключений, т. е. для Lync 2010 требование установки шлюза “в разрыв” уже неактуально. При этом режим SBC в Mediant 1000 позволяет подключить к нему любой SIP-телефон, в том числе и программный, чем можно воспользоваться при подключении мобильных абонентов.

Непосредственно на мобильный телефон необходимо установить мобильный SIP-клиент, например бесплатный PortGo для Windows Mobile , функционирующий через Wi-Fi и использующий стандартные контакты Outlook. В отличие от многих других клиентов, он не требует соединения с дополнительным сервером провайдера, как, например, Fring, и работает даже в том случае, если Wi-Fi включен, а сотовая сеть отключена.

Установка клиента на телефон выполняется обычным образом: файл PortGo_m.cab копируется на телефон, а затем запускается на установку. Для соединения с сервером достаточно указать внешний IP-адрес Mediant 1000, порт соединения (для дополнительной безопасности, порт может быть нестандартным), номер абонента и пароль. Эти данные запрашиваются при первом входе, а затем присоединение происходит автоматически. Даже если точка доступа Wi-Fi отделена от внешней сети механизмом NAT, телефон автоматически получит внутренний адрес и нормально соединится с Audiocodes Mediant 1000.

Как же будет выглядеть реальная конфигурация? Возьмем для нее OCS 2007 R2 с установленным Mediation Server. (Почему не Lync 2010? К сожалению, таблицы совместимости медиашлюзов с Lync еще нет, однако стендовые испытания показывают, что Mediant работает и с Lync 2010.) Мобильный телефон подключается через Wi-Fi-роутер к Интернету, SIP-клиент регистрируется на Mediant 1000, у которого должен быть внешний IP-адрес. Телефону при регистрации присваивается внутренний номер абонента. Так, к примеру, пул номеров на Mediant 1000 — 35хх, мобильный телефон подключается как телефон номер 3555, теперь абонент OCS может набрать короткий внутренний номер 3555, и на мобильный телефон через Wi-Fi поступит звонок независимо от того, находится точка подключения Wi-Fi внутри локальной сети или где-то в Интернете. Мобильный абонент, находясь за рубежом и используя бесплатную точку доступа Wi-Fi, получает полностью бесплатные звонки через Интернет от абонентов OCS при помощи короткого внутреннего номера.

Владелец мобильного телефона также может связаться через SIP-клиент с абонентом OCS, как если бы он находился внутри корпоративной телефонной сети. При этом тарификация идет только за Wi-Fi-трафик, а сам звонок не тарифицируется.

Если Mediant 1000 подключен к телефонной станции (по SIP либо PRI), то мобильный абонент может выйти на телефонную сеть общего пользования, используя стандартные для внутренней телефонной сети префиксы, например выход в город через “9”. Мобильный абонент через VoIP-клиент набирает 9-8-903xxxxxxx и звонит другому мобильному абоненту, у которого пока не установлен VoIP-клиент, через оператора мобильной связи. При этом исходящий звонок будет тарифицироваться по ценам оператора, обслуживающего выход с офисной АТС в городскую сеть, т. е. так же, как если бы номер был набран внутренним абонентом корпоративной сети.

В итоге мы получаем нетарифицируемые звонки между мобильными абонентами и прямую связь без выхода на сети GSM между офисными и мобильными абонентами, что значительно сократит расходы на корпоративную мобильную связь.