Внимательно изучив распоряжение Правительства РФ № 57-р от 21 января 2011 г., которое регламентирует будущее частотного планирования на территории Российской Федерации, можно сделать несколько выводов для отечественного рынка связи — как положительных, так и настораживающих. Отрицательных пока не отмечено.

Вывод первый (можно сказать, “успокоительный”) — инвестиции операторов связи, которые они уже сделали в сети третьего поколения, будут полностью защищены. Никакого быстрого строительства сетей LTEв ближайшие три года не планируется — ни в России, ни в СНГ. А это значит, операторам “большой тройки” можно спокойно покрывать всю страну 3G, готовить транспортную инфраструктуру к большим объемам информации по “беспроводке” и заниматься тюнингом тарифных предложений. При этом тот факт, что переход на LTE состоится, не вызывает сомнений. Данное постановление — одно из первых, где для чиновников четко фиксируется само понимание того, что такое LTE.

Второй вывод — технологический. Всем вендорам, так трогательно констатирующим свою “готовность к LTE” и демонстрирующим новое оборудование для этого стандарта связи, придется расти в России только за счет контрактов на UMTS-сети. Как вариант, определенные деньги можно будет заработать на запуске технологии Dual Carrier HSDPA (к примеру, ее коммерческая эксплуатация на сети МТС в Москве начнется с апреля 2011 г., у остальных операторов подобные проекты тоже в стадии подготовки). Но никаких рывков с LTE не планируется — кроме тестовых зон, куда оборудования надо будет поставлять совсем немного (причем, операторы за эти мини-поставки платить ничего не будут). Отметим, что и нормального количества абонентских терминалов для LTE еще не наблюдается (все больше USB-модемы, но нет широкой спектра смартфонов), поэтому массовый переход на новые сети сдерживается пока объективными причинами. Массовая сертификация LTE-устройств во всем мире намечена на 2011 г., так что в 2012 г. мы увидим начало нового рынка, который определится к 2013-му.

Третий вывод, который можно назвать “когнитивным диссонансом”, — запросы абонентов относительно высокой скорости “мобильной беспроводки” в сетях 3G явно не оправдаются. Полос для нее банально не хватает. Клиентам, конечно, хотелось бы если не сотен, то хотя бы десятков Мбит/с по мобильной сети — но не получается. Хотя в ближайшее время операторы и будут заниматься тонкой настройкой своих сетей и увеличением емкости, ожидать в сетях “большой тройки” скоростей свыше 3—5 Мбит/с на каждого мобильного пользователя, откровенно говоря, не стоит. Но этого для 99% пользователей вполне хватает. Остается проводить борьбу за стабильность соединения и outdoor-покрытие. Вероятно, это будет организовано с помощью “продавливания” упрощенной регистрации фемтосот: соответствующее решение уже на подходе. В отношении LTE отсрочка начала эксплуатации диапазонов для этого стандарта связи может быть благом — в нормальном качестве заработает LTE Advanced, обещающий возможность сбора полосы для пропускания данных из нескольких “кусочков”, располагаться которые могут в разных частотных диапазонах.

Еще один, четвертый, вывод можно назвать “в ожидании перемен”. Ведь если внимательно посмотреть на число полос пропускания в предлагаемых пяти диапазонах (две — нижние и три — верхние частоты), то каждый из них предполагает наличие как минимум четырех операторов связи. Всего таких “мест базирования” получается 20. Правда, оно явно не тождественно тому числу игроков рынка, которые на нем закрепятся. То, что частотами обделят “большую тройку” и “Ростелеком” — совершенно невероятно. Как в верхнем, так и в нижнем диапазоне. Остается 12 позиций — из них четыре “парные”, предполагающие наличие верхних и нижних частот. Здесь как раз есть место для всех проектов “со стороны” — это может быть и разрешение построить LTE той же многострадальной Tele2, которая никак не может закрепиться в России. Или все проблемы наконец-то закончатся у Yota. Остающиеся четыре позиции в верхних частотах вполне могут быть отданы ведомственным проектам, в том числе по строительству сети в интересах военных, а также общероссийской сети конфиденциальной связи в интересах органов госвласти. Если же “парных” разрешений больше не будет выдано, то число проектов может быть куда как большим.

Что мешает наступлению такой реальности? Разумеется, отсутствие четкого понимания какие частоты свободны, какие заняты, какие полосы уже можно использовать, а какие еще надо “чистить”. В любом случае, для возможности как-то использовать большую часть частот для LTE, для них необходимо проводить конверсию, которая включает в себя различные испытания с РЭС военного назначения. Процесс этот длительный, требует облетов и объездов точек присутствия военных, поэтому даже формально за несколько месяцев завершен он быть не может. Кроме того, необходимо “пробить” у вендоров новые и более выгодные условия поставок оборудования, договорится о поставках оборудования для конечных абонентов, которое будет распространяться по модели дотирования. Это только основные моменты LTE-эпопеи, которая ожидает операторов связи в самое ближайшее время. Так что принцип “поспешай медленно” для них в самый раз.