В первой декаде февраля в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам первого года реализации проекта “Открытый инновационный университет” (ОИУ), осуществляемого медиахолдингом “Эксперт” при поддержке РВК, группы ОНЭКСИМ и Росмолодежи.

ОИУ многими воспринимается негативно из-за его прямой связи с предельно политизированным форумом “Селигер”, однако с точки зрения инноваций как таковых он все же явно представляет определенный интерес.

Политика и инновации

Суть проекта ОИУ — дополнительное очно-заочное образование молодежи в области технологий и инновационного менеджмента.

Обучение проходит в три этапа: 1-й— ликбез (онлайн-обучение и тестирование), 2-й— бизнес-лаборатория (очное обучение и формирование команд), 3-й— бизнес-акселератор (развитие проектов, наставничество специалистов).

Селигерская составляющая ОИУ выражается в том, что второй этап проходил в рамках хорошо известного форума “Селигер 2010”. Однако попробуем отвлечься от этого факта и рассмотрим технологические аспекты. К тому же, как справедливо отметил директор департамента развития и коммуникаций РВК Евгений Кузнецов, самое пристальное внимание организаторы уделяли третьему этапу, во время которого шла работа по доведению до так называемой прединвестиционной стадии 32-х наиболее интересных (из 161 представленного на Селигере) проектов.

Важность именно этого этапа вполне очевидна. По словам г-на Кузнецова, для инноваций мало научной идеи; это бизнес — значимое изменение на рынке.

Закончим со статистикой: по данным генерального директора “Эксперт РА” Дмитрия Гришанкова, всего за год слушателями ОИУ стали 2,5 тыс. человек, и он отдельно отмечает их фантастическую, без всяких оговорок, активность.

Правда, по словам г-на Гришанкова, многих инноваторов интересует сугубо процесс (получение грантов и пр.), а не результат. Но это нормально — главное, чтобы число подобных людей не превышало в ОИУ некий критический процент.

Как можно заключить из отчетов ОИУ, на суд экспертов были представлены проекты практически из всех отраслей экономики, но количественное лидерство осталось за ИТ – порядка 26% работ.

Конкретика проектов

Как отмечают организаторы и кураторы ОИУ, представленные на их суд инновационные проекты были весьма неравноценны: некоторые вызывали явный интерес, а другие были откровенно “студенческого” уровня и тянули максимум на курсовик.

Тем не менее, по словам программного директора Открытого инновационного университета Алексея Ходырева, в целом у большей части проектов были некие характерные черты. Как правило речь шла о незавершенности НИОКР, недостаточной (или формальной) укомплектованности команды и нехватке компетенций на уровне маркетинга, финансов и пр.

В результате степень проработанности лучших проектов позволяла привлекать гранты, но была явно недостаточна для прямых инвестиций. Между двумя этими понятиями у нас в стране, по мнению г-на Ходырева, в принципе существует большая пропасть. Главная фундаментальная проблема, мешающая стартапам привлекать венчурное финансирование, заключается в несовершенстве регулирования инновационной сферы. При этом инвесторы боятся связываться с проектами, развитие которых осуществлялось в том числе на государственные средства, а институты развития (Роснано, ФПИ РВК) вынуждены зарабатывать деньги, что снижает перспективы прорывных разработок и консервирует технологическое отставание государства. Также, по убеждению г-на Ходырева, серьезной проблемой является отсутствие единого источника знаний об инновационных механизмах — необходимо связующее звено между научными, учебными и финансовыми учреждениями, а также госструктурами и инновационно активной частью населения.

Переходя к частным недостаткам стартапов, с которыми пришлось столкнуться ОИУ, г-н Ходырев отмечает незнание инноваторами реалий рынка (нечеткий фокус продукта), слабую проработку финансовой модели, нехватку коммуникативных навыков и неготовность делить с инвестором риски.

Не имея возможности преодолевать системные проблемы государства, ОИУ в рамках своей работы пытался решить проблемы частные и за счет формирования команд и кураторства наставников-экспертов развивал проекты до уровня, когда их уже можно представлять инвесторам.

Как уверяют организаторы, в наступившем году ОИУ продолжит свою работу с акцентом на второй и третий этапы обучения (при этом у прошедших тестирование в 2010 г. появится возможность беспорогового перехода на третий этап уже весной этого года). Лучшие проекты получат логическое развитие — от посевных инвестиций и окончания ОКР до привлечения венчурного партнера. Состав преподавателей претерпит некоторые изменения — лекторы из академических аудиторий дополнятся представителями крупных корпораций, госструктур (в частности, Роспатента) и институтов развития. Что касается учебной программы, то в ней будет увеличено число мастер-классов и тренингов.

Вместо заключения

Говоря об идейной составляющей ОИУ, руководитель проектов “ОНЭКСИМ Групп” Семен Мушер вспомнил известную фразу президента страны о необходимости принуждения к инновациям и высказал мысль, что Университет как раз и является частью этого механизма принуждения. В понимании г-на Мушера, в России сейчас есть достаточное количество госкорпораций, а вот адекватных людей, которые могли бы в них эффективно работать, крайне мало. И подобные ОИУ проекты, стимулирующие инновационную деятельность в молодежной среде, проблему кадров могут помочь решить.

К слову, г-н Мушер оказался единственным участником пресс-конференции, с чьих слов было однозначно понятно, что он осознает негативное влияние бренда Селигера на проект ОИУ.

О сходном понимании представителя Росмолодежи Романа Пырмы можно было судить лишь косвенно, когда он говорил о том, что концепция селигерского форума сейчас меняется от формата декларирования идей лидерства в сторону поощрения талантов. Со слов г-на Пырмы, его организация сейчас четко доносит до молодежи мысль о том, что путь к успеху лежит через инновации — через коммерциализацию своих идей.

Что ж, это безусловно отрадно слышать, однако сочетание слов “инновации” и “Селигер” при любом возможном ребрендинге форума еще долго будет восприниматься как несмешной анекдот.

А пока что соседство кучки увлеченных молодых изобретателей и беснующихся толп “ликующей гопоты” (копирайт известного чиновника) — это, скорее, печальная метафора современной России.