Идеи SaaS постепенно перестают восприниматься как некое экзотическое западное чудо, которым отечественные вендоры интересуются по большей части из любопытства. Об этом недвусмысленно свидетельствует анонс украинской компании Terrasoft, представившей свой онлайновый CRM-сервис, базирующийся на новой платформе BPMonline. Аббревиатура BPM присутствует в ее названии не случайно: указанная платформа основана на процессном подходе и поддерживает стандартную нотацию BPMN (Business Process Modeling Notation). Решение BPMonline CRM представляет собой Web-приложение, предоставляемое в аренду по одной из двух моделей развертывания — на сервере сертифицированного провайдера (On-Demand) или на собственной площадке клиента (On-Site). В обоих случаях заказчик получает право на использование программы, техническую поддержку и обновление версий.

По словам управляющего партнера группы компаний Terrasoft Катерины Костеревой, в разработку продукта, которой на протяжении трех лет занимались 35 программистов, было инвестировано 3 млн. долл. Он предоставляется на началах коммерческого Open Source, что дает возможность заказчикам либо партнерам создавать на данной платформе свои дополнения, настройки и расширения. Утверждается, что благодаря трехуровневой архитектуре, изолирующей ядро от пользовательских доработок, все внесенные таким образом изменения продолжат функционировать и при переходе на следующие версии. Отметим, что изменения можно будет вносить как на уровне программного кода, так и путем модификации описания BPM-модели визуальными средствами. Если для выполнения того или иного этапа бизнес-процесса потребуется привлечение функциональности внешнего приложения, то, как утверждает управляющий партнер Terrasoft Александр Попов, благодаря сервисно-ориентированной архитектуре, заложенной в BPMonline, такое взаимодействие можно будет обеспечить через стандартные механизмы Web-сервисов. Впрочем, для этого и само внешнее приложение должно быть SOA-ориентированным.

Стоимость аренды BPMonline CRM в уже доступной редакции On-Demand — 250 евро/год на одного пользователя. В мае будет выпущена редакция On-Site, которая, по мнению Александра Попова, должна заинтересовать компании, не имеющие возможности пользоваться облачным сервисом по соображениям безопасности или хотели бы более тесно связать контур CRM с другими своими бизнес-приложениями. Стоимость подписки на редакцию On-Site пока не установлена, но она не превысит тех же 250 евро. Катерина Костерева настаивает, что эта цена в несколько раз ниже, чем предлагаемая мировым лидером SaaS-решений CRM — компанией Salesforce. Трудно сказать, насколько верна такая оценка, не сопоставив наборы предоставляемых обоими вендорами функций, но представляющая интересы Salesforce в России компания CT Consulting не так давно называла совсем иные цифры: 750 евро на 5 пользователей Salesforce.

Хостинг BPMonline CRM в редакции On-Demand берет на себя сертифицированный дата-центр компании IPTP Networks, расположенный во Франкфурте на Майне и гарантирующий заданные уровни сервиса. В случае их нарушения, на поставщика услуги (Terrasoft) налагаются штрафные санкции. В частности, суммарное допустимое время простоя приложения не должно превышать 24 ч/год. Когда Александра Попова спросили, что будет, если по каким-то причинам компания Terrasoft уйдет с рынка, тот совершенно искренне ответил, что такая мысль ее руководству даже не приходила в голову, но, по-видимому, перед этим у третьего лица будут депонированы программный код и данные заказчика. У заказчика могут возникать и более прозаические вопросы. Например, как быть, если его не устроит онлайновый CRM-сервис? В этом случае Terrasoft предлагает клиенту специальную утилиту для выгрузки данных и BPM-моделей. Вряд ли возникнут проблемы при переносе всей этой информации в редакцию On-Site, но если заказчик намерен полностью сменить ПО, ему придется инициировать отдельный миграционный проект. Более того, как оказалось, нет простого способа перейти на платформу BPMonline даже с традиционной клиент-серверной версии Terrasoft CRM.

Появились уже и первые заказчики, выбравшие BPMonline CRM. В их числе, как сообщили представители Terrasoft, и известная российская компания “Яндекс”. По словам Катерины Костеревой, за первый год планируется подключить к BPMonline CRM около 500 заказчиков. По сравнению с 200 российскими клиентами Salesforce цифра эта выглядит довольно внушительно, но ее еще нужно достичь. Если учесть, что в среднем одной организации требуется 30 рабочих мест, годовая выручка составит при этом около 4 млн. евро, часть из которых уйдет провайдеру услуг дата-центра. Так что при подобных темпах роста числа заказчиков, на возврат упомянутых выше инвестиций уйдет не так уж много времени. Возможно, расширению клиентской базы будет способствовать отложенный на апрель выпуск англоязычной версии продукта. Кроме того, планируется выход аналогичных приложений BPMonline Call Center (май), BPMonline XRM Bank (июнь) и инструмента BPM-моделирования и анализа BPMonline Studio (июль). Подписка на SaaS-приложения будет продаваться как самой Terrasoft, так и ее партнерами. Всего их в 35 странах более 200, но сколько партнеров будет сертифицировано и получит это право, пока неизвестно.