Cisco Systems поставила крест на проекте Cisco Mail — облачном почтовом сервисе, который был запущен компанией 13 месяцев назад. Хотя, как утверждается, сервис был хорошо принят, в компании пришли к выводу, что заказчики не столько заинтересованы во внешней почтовой службе, сколько в “социальном ПО и видео”. Такое пояснение дано в размещенном в корпоративном блоге в посте от 22 февраля. Никаких дополнительных комментариев по этому поводу Cisco не дала.

“Мы поняли, что для заказчиков почтовая служба превратилась в зрелый инструмент, которым они давно пользуются, и перед ними не стоит проблема выбора этого инструмента с точки зрения долгосрочной стратегии, обеспечивающей возможность коллективной работы”, — написала в блоге Дебра Крапати.

По ее словам, компания запустила сервис Cisco Mail в ноябре 2009 г., прислушавшись к заказчикам, которые были заинтересованы в том, чтобы снять с себя проблему управления почтовой службой так же, как они это сделали, перейдя на WebEx для проведения веб-конференций. И сервис был развернут. Но по мере роста популярности облачных вычислений и выявления преимуществ, которые они обеспечивают, появился спрос на дополнительные облачные сервисы, отмечают в Cisco.

Решение о закрытии проекта Cisco Mail, в который было вложено 250 млн. долл., по мнению Мэтью Кейна, вице-президента Gartner и ведущего аналитика по почтовым системам, наглядно демонстрирует, как трудно выходить на уже зрелый и сложившийся рынок и как непросто запустить облачный сервис по доставке приложения. Компании пришлось конкурировать с уже утвердившимися в данном сегменте сервисами, включая Google Apps и Microsoft Exchange Online, предлагавшими пользователям большую емкость хранения информации за меньшие деньги. Предложенный Cisco стандартный пакет стоимостью 5 долл. в месяц на одного пользователя включал поддержку Outlook, почтовый веб-клиент Web 2.0, сервис электронной почты и календарь с выделением пространства в 5 Гб. Между тем бизнес-пользователи Google Apps имели в своем распоряжении более широкую функциональность и 25 Гб памяти на один почтовый ящик за 50 долл. в год, а Microsoft за те же 5 долл. в месяц предлагала облачный Exchange с 25 Гб пространства на клиента.

Уже в то время, когда Cisco запустила Cisco Mail, Кейн отмечал быструю эрозию цен в данном сегменте, поскольку по этому параметру соревновались все поставщики таких услуг. Cisco необходимо было построить “конкурентоспособный по цене набор сервисов для коллективной работы”, который включал бы почтовую службу, систему обмена мгновенными сообщениями, инструмент для веб-конференций и предоставления общего рабочего пространства, писал тогда Кейн. По его мнению, запуск Cisco Mail имел критически важное значение для защиты бизнеса компании в сфере предоставления VoIP-услуг и ее сервиса WebEx.

Компания сохраняет свою приверженность технологиям поддержки совместной работы, пишет в свою очередь Крапати. Этот рынок в компании оценивают в 38 млрд. долл. Однако, не имея в своем портфолио сервиса почтовой службы, Cisco придется приложить немало усилий, чтобы привлечь заказчиков к своим сервисам для коллективной работы, считает Кейн. По его мнению, предприятия скорее предпочтут единого поставщика, который сможет предложить такие сервисы вкупе с унифицированными коммуникациями. Чтобы преуспеть, Cisco теперь нужно продемонстрировать заказчикам реальные преимущества, которые они смогут получить по сравнению с теми, что уже предлагает Microsoft.

Кейн отметил также, что “действующий поставщик почтовых услуг” вроде Microsoft в общем и целом оказывается в более выгодной позиции относительно возможности предоставления дополнительных сервисов для коллективной работы, поскольку для заказчиков это будут просто новые продукты на базе той самой инфраструктуры, которой они уже пользуются.

Сейчас Cisco обещает помочь своим заказчикам в переходе на другую почтовую платформу независимо от того, найдут ли они нового поставщика услуг или вернутся к собственной почтовой службе. Компания приложит усилия к защите унаследованных систем заказчиков и продолжит оказывать им поддержку по еще незавершенным контрактам, заявила Крапати.

Теперь самым трудным для Cisco, считает Кейн, будет убедить заказчиков в том, что другие ее облачные инициативы — платформа для коллективной работы Cisco Quad, приложение для веб-кастинга и обмена видео Show and Share, инструмент коллективной работы Cisco Pulse — рассчитаны на долгосрочную перспективу. “Если Cisco закрывает проект, в который столько вложено, что может убедить потенциальных заказчиков в том, что та же участь не постигнет другие проекты?” — спрашивает он.