Отечественный рынок СЭД традиционно считается вотчиной преимущественно российских разработчиков. Из мировых ведущих поставщиков ПО для управления корпоративным контентом в группе лидеров у нас присутствует только корпорация EMC (конечно, есть и другие вендоры, но их присутствие не очень заметно, так как они работают в основном на инфраструктурном уровне). Эта компания имеет давнюю историю работы в нашей стране и по праву считается один из идеологов рынка, активно продвигает здесь передовые зарубежные технологии и модели.
О том, как видится работа на рынке государственных организаций с точки зрения мирового ECM-лидера, имеющего огромный опыт работы в нашей стране, обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов беседует с директором по маркетингу IIG (Information Intelligence Group) EMC Россия и СНГ Еленой Стрелковой.
PC Week: Сейчас акценты в делах государства по автоматизации своей деятельности сместились в направлении создания “электронного правительства”, а проблемы документооборота отошли как бы на второй план. Какова же все таки роль СЭД в решении задач построения информационного общества в России?
Елена Стрелкова: Кратко — велика и ее значимость возрастает. Поставив во главу угла “электронное правительство”, руководство страны четко обозначило цель обеспечения взаимодействия граждан с органами врасти и управления. Но для решения этой задачи нужны высокоэффективные внутренние бизнес-процессы, что реализуется во многом именно с помощью электронного документооборота. Не говоря уже о том, что задачи повышения эффективности управления, начиная от федерального уровня и заканчивая муниципальным, никто не отменял. При этом нужно понимать, что электронный документооборот и электронное правительство —не синонимы, но электронный документооборот — это, безусловно, неотъемлемая часть электронного правительства.
PC Week: Но в утвержденном в июле прошлого года “Системном проектt формирования инфраструктуры электронного правительства” электронному документообороту уделяется до обидного мало внимания. Что вы думаете об этом?
Е. С.: Как заявило само Минкомсвязи, “системный проект предполагает постоянное обновление и является “живым” документом, а не закостенелым сводом технических и архитектурных решений”. И, согласно его же заявлению, разработчики готовы принимать предложения экспертов и общественности по дополнению и развитию проекта. Так что я, пожалуй, рискну через ваше издание сделать такое предложение — и оно будет касаться, конечно же, электронного документооборота.
Мы считаем, что цель данного системного проекта — показать организациям и ведомствам вектор развития электронного правительства в России. Этот документ включает анализ существующего положения дел в информатизации, предложения по изменению нормативно-правовой базы, общие подходы к стандартам и решениям электронного правительства. В целом, я бы сказала, что системный проект констатирует, что мы еще не готовы к созданию электронного правительства и для подготовки нужно провести целый ряд различных нормативно-законодательных, организационных и технических преобразований. Поэтому наиболее часто встречающееся в этом документе выражение — это “целевое состояние”, т. е. состояние, в которое нужно привести тот или иной рассматриваемый в проекте аспект, важный для создания инфраструктуры электронного правительства, для его готовности к переходу к оказанию услуг в электронном виде.
Системный проект в основном фокусируется на целевых состояниях в области инфраструктуры для взаимодействия — граждан и организаций с ведомствами и ведомств между собой в ходе оказания госуслуги. При этом, на мой взгляд, в документе не уделено достаточно внимания, целевому состоянию самих ведомств, предоставляющих госуслуги.
PC Week: Каким же, по вашему мнению, должно быть это целевое состояние?
Е. С.: Я думаю, что для того, чтобы быть готовыми к оказанию услуг в электронном виде, ведомства в своей внутренней работе должны полностью перейти на безбумажные технологии. То есть переход на электронный документооборот — это и есть целевое состояние всех госорганов для перехода к электронному оказанию услуг. Это очень легко понять — ведь при переходе на оказание госуслуг в электронном виде нагрузка на каждое ведомство очень сильно возрастет.
Ну, это же не секрет, что за той или иной справкой иногда нужно встать в очередь за час-два до открытия приемного окна, иначе в часы, отведенные для приема, вы не успеете пройти. Это плохо для нас, но хорошо для ведомства, потому что позволяет регулировать количество принятых заявок и, соответственно, нагрузку на штат служащих, который эти заявки обрабатывает.
Но вы же не закроете портал госуслуг, не заставите его принимать заявления только по вторникам и четвергам с десяти до двух. Значит, вам придется обрабатывать столько заявок, сколько их поступит — а сроки их обработки увеличить нельзя, так как они зафиксированы в нормативных документах. Выход только один — ускорить обработку документов, а тут не обойтись без электронного документооборота.
PC Week: Вы хотите сказать, что СЭД повышают эффективность работы. Вот какой парадокс: с одной стороны, на уровне общих рассуждений все говорят о получаемом эффект, но с другой, когда дело доходит до конкретных проектов, начинают такие же общие разговоры про “улучшили, модернизировали”, но без конкретных цифр. Может быть, вы можете привести подтверждения достижения реального эффекта?
Е. С.: Да, конечно. Например, наш заказчик, правительство Пермского края, сообщает о том, что в результате внедрения СЭД среднее время прохождения документов в органах государственной власти края снизилось на 65%. Канцелярии стали обрабатывать в два раза больше документов при сокращении численности людей, которые там работают, на 30%. Таким образом, у нас есть все основания заявлять, что СЭД увеличивает эффективность работы органов госвласти — причем довольно значительно.
PC Week: Как EMC может помочь организациям перейти к электронному документообороту и государству — к электронному правительству?
Е. С.: Мне кажется, у EMC в этой области есть некоторые уникальные позиции в России. Во-первых, компания работает с госорганами во всем мире, у нас очень много проектов в госсекторе, в том числе проектов национального масштаба. Это проекты в различных областях построения электронного общества — не только решения для федеральных и региональных органов власти, но и электронное правосудие, здравоохранение, образование.
Мы, с одной стороны, аккумулируем лучший мировой опыт в области применения ИТ в госорганах. А с другой — мы уже больше десяти лет внедряем электронный документооборот здесь, в России и странах СНГ, у нас есть опыт очень крупных проектов, в том числе — в госсекторе. Мы предоставляем консалтинг по вопросам построения решений для электронного документооборота, в нашем арсенале — лучшие мировые и российские практики, у нас есть опытные партнеры-внедренцы.
Но мне кажется, главное достоинство нашего предложения госсектору в подготовке к переходу на оказание госуслуг в электронном виде — это разработанная стратегия или “Дорожная карта перехода к эффективному электронному правительству”. Этот документ исходит из наличия четырех стадий зрелости организации в области электронного документооборота и архива и предлагает понятную методику продвижения вперед. Руководствуясь этой стратегией, каждая организация может оценить, на каком этапе перехода к электронному документообороту она находится, и что ей следует делать дальше.
Я думаю, что организациям очень полезно сверить свой курс с этой дорожной картой. К переходу на оказание госуслуг в электронном виде нужно подойти во всеоружии, и это оружие — именно внутренний электронный документооборот. Опыт первых попыток реализации электронного правительства лет десять тому назад оказался неудачным как раз потому, что за фасадом созданных тогда в разных странах порталов госуслуг не оказалось инфраструктуры для дальнейшей обработки тех заявлений, которые через них поступали.
PC Week: Что, если ведомства внедрят системы электронного документооборота для автоматизации существующих процессов обработки документов, а при переходе к оказанию услуг в электронном виде какие-то из этих процессов придется поменять?
Е. С.: Платформа, которую мы сейчас предлагаем для построения систем электронного документооборота — EMC Documentum xCP, позволит сделать это с минимальными затратами времени и ресурсов. Один из наших заказчиков выбрал ее как раз из-за возможности гибкой перенастройки процессов и добавления новых процессов буквально на лету. Его представители так и говорили: “Мы искали платформу для автоматизации процессов, которые еще не были описаны, которые только предстояло придумать. И нам нужна была система, которая позволила бы это сделать”.
Кстати, говоря об xCP, необходимо еще добавить, что эта платформа особенно хорошо подходит для госсектора, поскольку кроме традиционного электронного документооборота реализует также парадигму кейс-менеджмента, которая применяется в таких областях, как социальная работа, управление грантами, а также в сфере электронного здравоохранения и электронного правосудия.
PC Week: Документооборот, даже электронный — это все-таки довольно традиционная область. Есть ли в этой сфере место каким-то прорывным технологическим инновациям и если да, то применимы ли они в госсекторе?
Е. С.: Мне кажется, что очень больших изменений в этой сфере в будущем нужно ждать от облачных технологий. Причем облака не столько изменят функционал решений для электронного документооборота, сколько способ их приобретения, предоставления и поддержки.
Облака ознаменуют собой переход от ИТ, которые каждая организация обеспечивала для себя самостоятельно, закупая собственную информационную инфраструктуру и программное обеспечение, к новой модели, когда ИТ предоставляется как коммунальная услуга — также как электричество, газ или вода, т. е. коммуникации, к которым вы можете подключиться и платить только за то, что реально используете.
Преимущества от перехода на облачные технологии в госсекторе вполне очевидны — это централизация и сокращение затрат на ИТ. Переход в облака предполагает существенные изменения как действующей сегодня модели поставки и приобретения ИТ, так роли ИТ- департаментов в госсекторе, областью деятельности которых будет уже не управление всем жизненным циклом ИТ в организации, а выбор сервисов и приложений, необходимых для деятельности госоргана, и их интеграция.
Сегодня ИТ-департаментам приходится находить баланс между требованиями пользователей и реалиями существующей ИТ-среды, что заставляет их вдумчиво относиться к вопросу о том, какой объем инфраструктуры они готовы поддерживать. Когда ИТ не будут больше заняты бесконечной работой по поддержке серверов, установке обновлений и обучении пользователей, они смогут сфокусироваться на обеспечении своей организации возможности получения преимуществ от инноваций. Таким образом, ИТ, наконец, превратятся из обслуживающего направления в стратегическое.
Уже разработана по крайней мере одна облачная стратегия для госсектора — британская, она называется G-Cloud. Особенно интересным является заложенный в ней способ приобретения облачных ИТ-сервисов и приложений, идея которого будет особенно близка пользователям iPhone и iPad, так как по идеологии она напоминает AppStore. Предполагается создание “магазина приложений” — Government Application Store, в котором ИТ-поставщики будут предлагать свои приложения, а госорганы — выбирать и покупать их.
PC Week: А EMC готовится к переходу документооборота в облака?
Е. С.: Корпорация уделяет очень серьезное внимание развитию продуктов для облачной инфраструктуры. Важным шагом в реализации нашей стратегии развития продуктов для облаков стало получение платформой EMC Documentum статуса VMware Ready, о котором было объявлено в ноябре прошлого года. Платформа Documentum включена в каталог партнерских продуктов VMware Partner Product Catalog. Включение в каталог означает, что данный продукт прошел специальное тестирование VMware, отвечает критериям совместимости и готов к развертыванию в рабочей среде заказчика.
PC Week: Продукты-то готовы, а вот готовы ли заказчики?
Е. С.: Есть заказчики, которые уже сейчас очень хорошо понимают преимущества от перехода к облачным технологиям, состоящие в неограниченной масштабируемости, производительности, в экономичности и в снижении нагрузки на ИТ. В целом, я думаю, что переход к документообороту в облаках будет даваться гораздо легче, чем переход от бумажного документооборота к электронному. Все-таки бумажный документооборот у нас существует еще с петровских времен, а электронный — всего каких-то лет десять или чуть больше.
PC Week: Спасибо за беседу.