В прошлом году в тематике межведомственного электронного документооборота (МЭДО) наметился явный перелом — тема из области многолетних теоретических разговоров перешла в плоскость практического решения задач. Однако выяснилось, что “теория” МЭДО на нашем СЭД-рынке оказалась не очень готова к такому повороту дел. В результате сложилась ситуация, когда общеметодические отраслевые проблемы нужно решать параллельно с реализацией вполне конкретных проектов.

Одним из наиболее активных участников процесса, связанного с решением задач МЭДО на системном уровне, в последние годы была компания “Электронные офисные системы” (ЭОС), инициировавшая создание в Ростехрегулировании в 2008-м подкомитета по стандартизации электронного документооборота, важным практическим результатом работы которого стало принятие в ноябре прошлого года первого российского ГОСТ Р 53898—2010 по взаимодействию систем управления документами. Прошлой осенью компания объявила о реализации новых разработок для обеспечения межорганизационного документооборота. О том, как меняется ситуация на рынке с решением подобных задач и что в этом направлении делает ЭОС, с генеральным директором компании Владимиром Баласаняном беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Мы подробно говорили на тему МЭДО с вашим коллегой Юрием Назаровым пять месяцев назад. Какие с тех пор произошли изменения в этой области?

Владимир Баласанян: Хорошая новость заключается в том, что “процесс идет”. Активность на рынке, в том числе со стороны государства, которое выступает ключевым участником процесса — и как регулятор, и как заказчик, — оказалась не кратковременным всплеском, а перешла в некую постоянную деятельность. Надо сказать, что на рынке еще осенью были опасения, что дело может затормозиться, в том числе в связи с переходом Сергея Собянина, который лично занимался продвижением проекта МЭДО на федеральном уровне, на пост мэра Москвы. Но эти опасения оказались напрасными, и, значит, можно говорить о том, что процесс из фазы “субъективных намерений” перешел в этап “объективных требований дня”, стал необратимым, его уже невозможно остановить.

Вообще речь идет о комплексе взаимосвязанных процессов. Проект МЭДО — лишь один из них. Прошлым летом был принят закон, позволяющий использовать электронные счета-фактуры. Это вроде бы напрямую не имеет отношения к задачам нынешних СЭД, и на пути его реализации еще есть немало подводных камней, но в то же время данный шаг очень важен, поскольку в результате повышается интерес и доверие к более широкому использованию ИТ как таковых. Государство объявило приоритетной задачей создание системы электронных услуг для граждан страны, одной из ключевых задач тут является обеспечение взаимодействия различных ведомств и территориальных органов власти. Ведется активная работа по созданию единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Не могу не сказать о ГОСТ Р 53898—2010. Создание этого стандарта началось еще в 2004 г. по инициативе и при участии ряда отечественных компаний — производителей СЭД под эгидой Гильдии управляющих документацией. Сам по себе это отличный пример сотрудничества разных поставщиков в решении общеотраслевых задач. Но поверьте, что довести стандарт до официального утверждения — задача почти такая же сложная, как собственно разработка спецификаций. Во всяком случае она потребовала больше времени. И то, что ГОСТ был утвержден именно нынешней осенью, — далеко не случайно и в любом случае очень символично.

PC Week: Но как вся эта активность “наверху” отразилась на конкретных организациях, которые живут вполне автономной жизнью?

В. Б.: В том-то и дело, что “автономная жизнь” сейчас совсем не та, что была еще год назад. Важно, что процесс внедрения и использования СЭД уже не просто идет, а как раз в 2010-м он прошел “критическую точку” и вышел на качественно новый уровень. До этого вопросы автоматизации государственных предприятий были почти исключительно их собственным делом. Предприятия сами выбирали, нужны ли им СЭД, а если нужны, то какие именно задачи нужно решать с их помощью. В этой ситуации “автономности” межведомственный документооборот их просто не очень волновал.

Сейчас все поменялось, во многом за счет руководящих усилий сверху, но при этом и жизнь “снизу” заставляет: наконец-то организации начинают чувствовать себя не автономной, самодостаточной структурой, а элементом большой единой государственной системы, участником некоторых более общих деловых процессов.

Во-первых, СЭД становится для госструктур уже не факультативным, а обязательным делом. Во-вторых, уже есть понимание, что должна делать такая система. Пока это не зафиксировано в виде нормативов типа “требования к СЭД”, но такой документ уже готовится и по плану правительств должен появиться уже в апреле этого года. И, в-третьих, идет процесс формирования аналогичных требований к межорганизационному электронному взаимодействию.

Мне, например, известно, что сейчас правительство начало инвентаризацию используемых СЭД в подведомственных структурах. Это очень важное и нужное дело, автоматическим следствием которого должно стать “подтягивание” систем автоматизации предприятий до нужного уровня. Кому-то придется модернизировать имеющиеся решения, кому-то менять, а у кого ничего нет — внедрять их.

PC Week: В прошлом году тема межведомственного документооборота во многом обсуждалась в контексте проекта МЭДО, реализуемого на федеральном уровне Федеральной службой охраны (ФСО). При этом постоянно звучала критика со стороны экспертного сообщества и СМИ по поводу того, что решением подобных задач сильно запаздывает, а сами методы этого решения не очень соответствуют современным требованиям и возможностям. Как вы оцениваете ход данного проекта и его влияние на состояние дел в сфере электронного взаимодействия организаций в целом?

В. Б.: Я готов присоединиться к таким оценкам, но все же должен сказать, что прогресс налицо и, самое главное, в нем наблюдаются качественные изменения, внушающие оптимизм на будущее. Если на первом этапе в МЭДО решались исключительно проблемы передачи документов между ведомствами, причем в основном по вертикали “правительство — министерство”, то с осени 2010-го уже отрабатываются механизмы контроля прохождения правительственных документов внутри ведомств.

Надо отметить, что в зоне действия МЭДО изначально находится только верхний слой федеральных органов управления, кажется, сейчас это около тридцати ведомств. Более нижний, в том числе региональный уровень она не затрагивает, по крайней мере сейчас. Но в нашей стране примеры и ориентиры, подаваемые “сверху”, играют огромную роль сами по себе. И, кроме того, есть серьёзный объективный момент: очень важно создание какого-то реального образца, который все остальные могли бы использовать в качестве некоторого эталона или шаблона и у себя. А проект МЭДО развивается именно в направлении поддержки сквозных межорганизационных деловых процессов.

Кстати, весьма позитивную роль в деле продвижения СЭД играет направление мобильных рабочих мест для руководящего звена. Отличный пример, когда мода, над которой поначалу все подтрунивали, стала хорошим средством продвижения инструментов автоматизации с реальным деловым эффектом.

Известна старая истина: успех процесса автоматизации в решающей степени зависит от прямого участия в нем первого лица предприятия. Так вот, раньше мы как разработчики и внедренцы видели главных руководителей только по “большим праздникам”. Сейчас, правда, тоже встречаемся с ними не часто, а вот с руководителями аппарата, помощниками первых лиц, от которых зависит очень многое, — весьма регулярно. Причем не только мы приходим к ним, но и они к нам.

PC Week: Дискуссии о ситуации в российской СЭД-отрасли сейчас неминуемо приходят к вопросу, что же такое — электронный документооборот? Это действительно не очень понятно?

В. Б.: Да, именно так. Сильно различаются представления по этому поводу в государственном и коммерческом секторах. В различных вертикальных коммерческих сегментах по-разному видится круг решаемых задач, уровень их автоматизации. Например, мы должны понимать, что госструктуры во многом имеют дело с отсканированными графическими образами бумажных документов. Во всяком случае в варианте межведомственного взаимодействия и при работе с внешними документами. В коммерческом секторе уровень использования настоящих электронных документов, без бумажных первоисточников, существенно выше.

Но сейчас идет работа по переводу госструктур на безбумажный документооборот. ВНИИДАД как головной институт в этой области готовит методические рекомендации по перечню документов, которые могут использоваться и храниться только в электронном виде. Кажется, уже в 2013 г. планируется довести долю электронных документов до 70%. Важно также, что одновременно правительство создает механизм мониторинга уровня “электронизации” в подведомственных структурах. Что касается дискуссий по поводу того, что такое электронный документ, то нам как разработчикам нужно не столько законодательное определение, сколько понятная модель работы с ним.

PC Week: Что можно сказать об участии СЭД в решении задач предоставления госуслуг?

В. Б.: Оно самое что ни на есть непосредственное. Во-первых, услуги основаны на сервисах, предоставляемых разными организациями. Чтобы они предоставлялись с необходимой эффективностью, все бизнес-процессы нужно автоматизировать, обеспечив таким образом требуемую скорость в условиях ограниченных кадровых ресурсов. Во-вторых, все операции должны быть задокументированы. И в-третьих, нужно наладить взаимодействие организаций между собой, так как услуги все чаще являются комплексными.

PC Week: Какова роль поставщиков СЭД-решений в этом нарастающем процессе “электронизации” государственных организаций?

В. Б.: Одна двоякая. С одной стороны, мы выступаем именно как поставщики, причем и программных решений, и услуг по их внедрению (хотя во втором случае все более значительная доля приходится на партнерскую сеть). Как разработчики мы должны развивать свое ПО в нужном направлении, всегда опережая потребности сегодняшнего дня. А для этого нужно понимать тенденции и мирового, и отечественного рынка, которые не всегда совпадают. Как внедренцы мы работает по конкретным техническим заданиям, порой принимая самое активное участие в их создании. Надо сказать, что в целом тут сложились вполне рыночные отношения на реальной конкурентной основе. По моим оценкам, на рынке госзаказов представлено до десятка поставщиков, из которых, наверное, можно выделить лидирующую пятерку.

С другой стороны, мы выступаем — в явном или неявном виде — в качестве экспертов-консультантов. Тут в первую очередь речь идет о выработке стандартов, которые должны лежать в основе такой сложной системы, как управление документооборотом, как внутренним, так и внешним. Смотрите, сообщество разработчиков по своей инициативе создало спецификации, которые превратились в ГОСТ. Честно признаться, до недавнего времени этой работой государство, как регулятор и как заказчик, не очень интересовалось. А сейчас данные спецификации уже весьма востребованы, в том числе в рамках развития проекта МЭДО — ФСО. Могу сказать, что государственные структуры внимательно присматриваются и к другим нашим решениям, например к выпущенной осенью прошлого года системе “Сервер электронного взаимодействия”.

Наверное, эффективность участия отрасли в такой работе можно было бы повысить за счет более координированных усилий. Но наша компания активно работает с государством как регулятором и открыта для конструктивного сотрудничества в этом деле.

PC Week: Спасибо за беседу.