21 декабря 2010 г. был официально зарегистрирован стандарт “Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v.1.0”. Как известно, данный стандарт носит рекомендательный характер, и вместе с тем обозначена дата начала его действия — 1 июня 2011 г. Прокомментировать данный документ, который можно считать знаковым для российского ИТ-рынка, мы попросили директора государственных программ IBM в России и СНГ, д. т. н., профессора Марата Гуриева. Как оценивает представитель одной из крупнейших мировых ИТ-корпораций своеобразную легитимизацию на российском рынке свободного ПО (СПО)? Каковы будут последствия этого шага для лицензионных продуктов в государственном секторе и в целом для ИТ-рынка? Свои ответы на эти и целый ряд других актуальных вопросов Марат Гуриев дал в беседе с обозревателем PC Week/RE Алексеем Ворониным.

PC Week: Какова архитектура современной ECM-системы?

Марат Гуриев: Мы сегодня находимся на таком этапе развития информационных технологий, когда архитектура реализуемых проектов может быть любой. Все определяется параметрами конкретного проекта — территориальная распределенность, количество пользователей системы, квалификация специалистов и многое другое. Так, элементом современной архитектуры может считаться мобильное приложение, позволяющее корпоративной почте приходить на мобильные телефоны сотрудников. В системе IBM Lotus, например, это приложение называется Lotus (Notes) Traveller. Где бы я ни находился, оперативно получаю свою долю деловой переписки. Сейчас при построении системы делового документооборота, как, впрочем, и любой другой системы, важнее четко определять цели проекта, индикаторы целей, а пути их достижения (архитектура) могут быть самые разные.

PC Week: И какими видятся вам типовые цели построения системы документооборота госпредприятия, скажем, муниципального уровня?

М. Г.: Обеспечить функционал с минимумом расхода денежных средств на старте проекта, а потом, прислушиваясь к пожеланиям пользователей, работающих с системой, совершенствовать ее, докупая в случае производственной необходимости дополнительные модули.

PC Week: Как известно, в конце минувшего года был утвержден стандарт OpenDocument v.1.0. Дайте, пожалуйста, оценку данного события.

М. Г.: Это актуальный и полезный документ. И полезный для рынка стандарт. Давайте вспомним историю вопроса. Стандарт ODF берет начало от операционной системы Linux, под которую в свое время и был создан свободный офисный пакет OpenOffice со своими форматами XML. Инициатива шла от сообществ по разработке СПО, развитие и поддержку которого, как ни странно это может показаться со стороны, поддерживали в том числе и крупные корпорации — производители проприетарного кода. Например, IBM на поддержку стабильности ядра Linux тратит десятки миллионов долларов в год. Логика такой поддержки проста — на крупнейших корпорациях лежит ответственность за надежное функционирование глобальной ИТ-инфраструктуры. СПО формирует конкурентную среду, которая необходима для создания фундаментальных элементов системы в целом. Ведь если на рынке появляется компания-монополист (причем на любом рынке — будь то программное обеспечение, строительство дорог или производство автомобилей), это обязательно негативно сказывается на качестве ее продуктов, а значит и системы в целом. Именно поэтому корпорация IBM участвует в развитии Linux: ИТ-продукты IBM могут работать с СПО-продуктами (так же, как они работают и c проприетарными продуктами, например, с продуктами Microsoft). В результате “прочность” данного слоя глобальной ИТ-инфраструктуры существенно возросла.

PC Week: А что касается конкретно формата Open Document?

М. Г.: Принятие формата ODF в качестве фактического стандарта хранения и оборота электронных документов приведет к росту надежности документооборота государственных предприятий и делопроизводства в госструктурах в целом. Даже в случае замены одной системы документооборота на другую новая система будет легко воспринимать форматы документов, созданных при помощи своей предшественницы, без проблем работать с архивами. И IBM приветствует это — как сторонник открытой интероперабельности, заменимости всех элементов открытой ИТ-инфраструктуры, когда все стыки универсальны, любой ИТ-продукт может быть заменен аналогичным продуктом другого поставщика.

Следует осознать, что ИТ-инфраструктура сегодня настолько глубоко проникла в нашу жизнь, что стала одной из важнейших систем жизнеобеспечения общества — как электричество, водопровод и т. д. И, соответственно, она должна быть так же надежна, как и любая другая система жизнеобеспечения. А главное условие этого — наличие стандартов. И первый стандарт, который необходим для надежного хранения и оборота электронных документов — это стандарт ODF. Напомним, что с данным форматом работает не только OpenOffice, но и такие проприетарные продукты, как, например, Microsoft Office 2010 или IBM Lotus Symphony. То есть каждое предприятие, любая госструктура при организации документооборота становится независимой от поставщика решения, может менять вендоров без опасения, что предыдущие наработки будут утеряны.

PC Week: Как вы полагаете, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии подразумевало тотальный переход на OpenOffice как следствие принятия стандарта?

М. Г.: Уверен, что не подразумевало. Очевидно, что речь идет о системном подходе к обеспечению надежности электронного документооборота в государственном секторе, о внедрении открытого стандарта. А уж на каком именно ИТ-решении будет базироваться документооборот конкретного предприятия — дело руководства данного предприятия.

PC Week: Можете выделить, в чем главная польза принятого стандарта?

М. Г.: Хотя стандарт и не обязывает работать именно и исключительно с СПО, все-таки хорош он именно тем, что допускает работу госструктур со свободным ПО, и конкретно — с OpenOffice. Тем самым СПО становится реальной альтернативой проприетарным офисным пакетам. Кстати говоря, и до принятия обсуждаемого нами стандарта офисный пакет OpenOffice получил в России довольно большое распространение. И получает все бОльшее. По некоторым данным в России уже порядка 5—6 млн. его пользователей. По крайней мере, насколько мне известно, только с сайта компании “Инфра-Ресурс” (которая, отметим, очень удачно локализовала OpenOffice для России, устранив изрядное количество недостатков и изъянов свободного ПО) данный продукт скачивается порядка 10 тыс. раз в месяц.

PC Week: Какие шаги последуют дальше? Какие стандарты предстоит принять в развитие темы?

М. Г.: В первую очередь следует поддерживать принятый стандарт, который, как известно, идентичен западному стандарту ISO/IEC 26300:2006, принятому еще в 2006 г. Фактически является его переводом. На будущее, как мне кажется, не следует заниматься переводом на русский язык новых XML-схем — их все равно не переведешь, как и любой другой язык программирования. Вместо перевода следует ограничиться комментариями к изменениям стандарта и последующим принятием стандарта “методом обложки”, когда российская обложка “накладывается” на международный стандарт. Таким образом, измененный стандарт может быть принят уже через два-три месяца после его изменения, а не через несколько лет. Следует также напомнить, что в декабре прошлого года сделан еще один шаг — принято Распоряжение Правительства от 17 декабря 2010 г. № 2299-р, которым (принят) утвержден план перехода на свободное ПО до 2015 г. Видимо, следующие шаги — его поэтапная реализация.

PC Week: Каковы будут последствия действия стандарта для рынка в целом?

М. Г.: Когда стандарт заработает, это приведет к еще большей надежности лицензионных продуктов, снижению цен, их выравниванию. Ведь свободное ПО — не означает “бесплатное”. Все понимают, что переход на новый продукт, даже если это ПО с открытым кодом, — это дополнительные сервисы, в частности (на) обучение сотрудников, а значит и дополнительные расходы. Поэтому неизбежна конкуренция. В целом мое мнение: развитие СПО в России будет добавлять динамики и процентов роста всему российскому ИТ-рынку.

PC Week: Какова картина офисных приложений в госструктурах по состоянию на сегодня?

М. Г.: Статистики нет, но, думается, не только в госструктурах, но и в коммерческих компаниях сегодня (преимущественно) работают на проприетарных офисных приложениях,. хотя последние годы наблюдается, например, рост применения приложений Apple. О росте числа пользователей OpenOffice мы уже говорили.

PC Week: Принятие стандарта, как мы уже выяснили, — шаг к большей стабильности систем документооборота госструктур в целом. Но не будет ли стандарт воспринят самими госструктурами как сигнал к тому, что на всех рабочих местах должны стоять исключительно ИТ-продукты категории СПО?

М. Г.: Каждый должен отвечать за себя. Те, кто принимал стандарт, отвечают за качество принятого документа, а те, кто работает на местах, — за качество и надежность своих систем документооборота. Удобство СПО в том, что оно позволяет обеспечить межведомственное взаимодействие и не привязано к одному программному продукту.

PC Week: Каким вам видится идеальное соотношение проприетарное ПО/СПО среди офисных приложений предприятия?

М. Г.: ПО с открытым кодом обладает меньшим функционалом, чем лицензионное. Но для 80—85% пользователей офисных приложений его вполне достаточно, так что большая часть пользователей с легкостью может быть переведена на свободные продукты. Проприетарное ПО, обладая более широким функционалом, как правило, имеет еще и лучшие интерфейсы. Таким образом, (грамотное) рациональное решение может быть следующим: СПО — для рядовых пользователей, а для тех, чья трудовая деятельность требует расширенного функционала — “тяжелый офис”. И, благодаря принятому стандарту, все это будет нормально взаимодействовать в рамках единой системы документооборота.

PC Week: Спасибо за беседу.