Медиа-планшеты, и в первую очередь Apple iPad, отвлекают внимание и деньги потребителей от ПК. Это заставило аналитиков из компании Gartner снизить свои прогнозы на 2011 и 2012 гг.

В опубликованном 3 марта докладе Gartner заявила, что теперь она ожидает в этом году роста поставок ПК до 387,8 млн. шт., или на 10,5% по сравнению с 2010-м вместо прогнозировавшихся ранее 15,9%, а в 2012-м — до 440,6 млн. шт., или на 13,6% вместо 14,8%.

“Раньше мы думали, что продолжающийся рост продаж мобильных ПК будет сопровождаться приобретением потребителями второго и третьего устройства в качестве персонального. Однако теперь считаем, что потребители, вероятно, не только откажутся от покупки дополнительных мобильных ПК, но и продлят сроки использования уже имеющихся, приобретая медиа-планшеты и другие альтернативные мобильные устройства в качестве основных”, — говорится в заявлении директора Gartner по исследованиям Джорджа Шиффлера.

Ошибка, утверждает Gartner, вызвана среднесрочной слабостью китайского рынка мобильных ПК (на Китай, по сведениям ABI Research, придется значительная доля поставок планшетов в этом году — 41%, тогда как на США — только 11%) и самой отрасли ПК.

“Коль скоро привлекательность мобильных ПК заключается в их портативности, — пишут аналитики из Gartner, — то массовые мобильные ПК не избавились в достаточной степени от лишнего веса и не позволяют весь день работать на одном заряде батареи, т. е. не отвечают требованиям подлинной мобильности. Эти ограничения стали особенно заметны после быстрого распространения социальных сетей, которые требуют постоянного и немедленного подключения. Короче говоря, еще предстоит добиться возможности автономного использования компьютера на протяжении всего дня. Поэтому “мобильный” ПК является в лучшем случае переносным компьютером”.

Если Gartner считает ПК и планшеты конкурентами, то другие компании начали объединять их в одну категорию, что приводит их к более оптимистичным результатам. Canalys, которая в опубликованном 26 января отчете за четвертый квартал 2010 г. сгруппировала ПК и медиа-планшеты, констатировала рост рынка ПК на 19,2% по сравнению с предыдущим годом, тогда как Gartner объявила о росте на 3,1%, а IDC — о еще более скромном, на 2,7%.

“Любые аргументы, будто планшет не является ПК, просто не соответствуют действительности, — говорится в заявлении аналитика из Canalys Дерила Чайама в связи с публикацией доклада. — При диагонали экрана в 7 дюймов и больше, достаточной вычислительной мощности и растущем количестве приложений планшеты обеспечивают примерно такие же возможности для работы, что и нетбуки. Они конкурируют в борьбе за одних и тех же покупателей и будут благополучно сосуществовать. Как и в случае со смартфонами, одни пользователи потребуют физической клавиатуры, а другие будут прекрасно обходиться без нее”.

Чайам добавил, что появление любой новой категории продуктов вызывает изменение долей рынка. Подобно тому как Acer, Asus и Samsung выиграли благодаря появлению рынка нетбуков, созданию которого сами способствовали, теперь Apple пожинает плоды успеха своего iPad. Если Hewlett-Packard долгое время занимала первое место по поставкам ПК в мире и в США, то с учетом медиа-планшетов в лидеры выходит Apple.

В третьем квартале 2010 г. поставки планшетов достигли 4,5 млн. шт., и 93% этого рынка принадлежало Apple, сообщила ABI Research 23 февраля. Хотя в этом году такие лидеры отрасли, как Motorola, Samsung, Research In Motion, HP и Lenovo, будут стремиться уменьшить ее долю, выпуская собственные планшеты, Apple не намерена ни единого процента уступать без боя.

Выступая 2 марта в г. Купертино (США), генеральный директор Apple Стив Джобс в шутку поинтересовался, не станет ли 2011-й годом подражателей. А после этого заявил, что, по его мнению, это будет год Apple iPad 2.