Открывая специальную пресс-конференцию, президент LETA Group Александр Чачава весьма скептически — что традиционно для его последних выступлений — оценил ушедший год, признав его далеко не самым успешным для ИТ-рынка и экономики страны в целом. Были названы такие его приметы, как галоп социальных трат, растущий дефицит бюджета при высоких ценах на сырье, доминирование государства в экономике и особенно в ИТ, рост налогов на человеческий капитал (нож в спину высокоинтеллектуальным отраслям экономики), коррупция на уровне 30%. Всё это, по мнению г-на Чачавы, свидетельствует о том, что мы не преодолели кризис (не учли уроки и не вошли в новую фазу во всеоружии), а отскочили обратно.

Что касается рынка информационной безопасности (ИБ), являющегося для LETA Group приоритетным, то его оценку г-ном Чачавой также сложно назвать оптимистичной. Из факторов, влиявших на него в прошлом году, были отмечены закон “О персональных данных”, построение системы безопасности сверху, всплеск киберпреступности, начало эпохи compliance, усиление роли специализированных компаний. Тем не менее расклад сил на рынке ИБ г-н Чачава считает более адекватным: есть сильные известные компании, чьи позиции гораздо больше зависят от качества и ширины их продуктовой линейки, чем это отмечается на ИТ-рынка в целом.

Переходя непосредственно к своей компании, г-н Чачава высказался в том смысле, что группа растет не так быстро, как развивается (задел на будущее оказался выше, чем результат), но ушедшим годом он вполне доволен. Суммарный оборот за отчетный период составил 3,39 млрд. руб., что на 16% выше показателей 2009 г. (По уверению г-на Чачавы, расти быстрее чем на 20—25% с учетом специфики его бизнеса сейчас просто невозможно.)

В 2010-м произошло изменение структуры группы — она стала дивизиональной. (До этого компания была слишком молода, поэтому, пока не завершилось ее формирование, руководству было не до структурирования.) В то же время осталась неизменной структура управления, которую в группе в шутку называют “китайской демократией” — верхушка (управляющая компания) и ряд вертикалей контроля, сочетающиеся при этом с автономностью решений руководства отдельных подразделений. В итоге в группе горизонтальные взаимоотношения превалируют над решениями “через голову”.

В настоящий момент бизнес LETA Group разбит на четыре дивизиона. Первый из них — LETA Information Security — специализируется на оказании услуг в сфере ИБ. В него вошли компании LETA, Group-IB и ESS Distribution. Второй — LETA Industrial Innovation — работает в сфере индустриальных инноваций и использования ИТ в промышленности. В его составе компании ASK Labs и “АСКОМ-Строй”. Третий дивизион сосредоточен на создании и выводе на рынок корпоративного и домашнего ПО. Он получил название LETA Software Development, и в его структуре работают компании “ДАМАСК” и HamsterSoft. Последний дивизион — LETA Investment&Venture — призван осуществлять инвестирование в передовые ИТ-компании, проекты и продукты.

Приобретение 50% акций Group-IB вообще можно назвать одним из главных событий в жизни LETA Group в прошлом году. Речь идет о первой в России компании, комплексно занимающейся расследованием компьютерных преступлений, нарушений информационной безопасности и компьютерной криминалистикой. (Небольшое детективное агентство, как охарактеризовал ее г-н Чачава.) В группе утверждают, что приобретение позволило ей сразу же стать доминирующим участником стремительно растущего рынка, а также быстро подготовить к выводу на рынок ряда инновационных решений.

Первое из них — Anti-fraud — объединяет аудит систем интернет-банкинга, защиту от вредоносного ПО, выявление мошенничества, предупреждение об удаленных банковских махинациях и сбор необходимых доказательств. Решение CyberCop System обеспечивает предотвращение и защиту от DDoS-атак с использованием технологий “ловушек” и ресурсов международного проекта сети HoneyNet, круглосуточный мониторинг, проактивный отклик на выявленные инциденты и практически мгновенную реакцию на угрозы. Третье решение — Internet brand Guard — представляет собой новый тип облачного сервиса, позволяющего защитить репутацию предприятия. Оно включает в себя круглосуточный онлайн-мониторинг, выявление злоупотреблений брендом в Интернете, использование созвучных доменных имен, антифишинг, предотвращение ложных ассоциаций и пр.

Теперь коротко об итогах года в других компаниях.

Компания LETA вывела на рынок услугу “Все стандарты ИБ. Банки”, которая обеспечивает соответствие систем ИБ сразу трем нормативным документам: закону “О персональных данных”, стандарту СТО БР ИББС, рекомендованному Банком России, а также стандарту международных платежных систем PCI DSS. Кроме того, в активе LETA появились сервисы по расследованию компьютерных преступлений и реагированию на инциденты ИБ.

Для компании ESS Distribution (марка ESET NOD32) стало очень серьезным достижением то, что теперь пользователями продуктов ESET в России являются 14,3 млн. человек. То есть антивирусное ПО ESET NOD32 установлено на каждом третьем компьютере в нашей стране. В прошедшем году компания продала 1 млн. коробочных версий продукта, а ее корпоративными клиентами сейчас являются более 30 тыс. предприятий.

ASK Labs в 2010 г. разработала концепцию “Автоматизация 2.0”, объединившую ряд инноваций в сфере автоматизации технологических процессов. Утверждается, что концепция дает возможность точно вычислять лучший режим работы производства, определять, как и какие изменения скажутся на качестве продукции, предупреждать экстремальные режимы работы оборудования.

Компания “АСКОМ-строй”, ранее работавшая как подразделение ASK Labs, была выделена в самостоятельное направление.

Ежедневное количество пользователей системы электронной очереди компании “ДАМАСК” в 2010 г. превысило 100 тыс. человек.

Возникшая в середине прошлого года HamsterSoft уже выпустила три продукта, ставших в кратчайшие сроки популярными, как утверждается, во многих странах мира. Это видеоконвертер Free Video Converter, программа записи лазерных дисков всех типов Free Burning Studio и архиватор Free Archiver. Все они распространяются бесплатно и уже переведены на 40 языков. Как заверил г-н Чачава, за неделю до пресс-конференции пользователями ПО HamsterSoft было порядка 3 млн. человек, но сейчас эта цифра могла вырасти до 3,5 млн. В любом случае, проект уже вышел на операционную рентабельность.

Именно 2011 г., как считает г-н Чачава, станет определяющим для обновленной компании. Каких-то серьезных инвестиций в новые проекты он не предвидит. А финансовые вложения в уже существующие компании вряд ли превысят сумму в 100 млн. руб.

В целом, как стало понятно из заключительной части доклада г-на Чачавы, строить четкие планы на будущее он не склонен. Весь рынок инноваций представляется ему отчасти рулеткой, в которую LETA пытается активно играть, но что-либо предсказывать в этой игре — занятие неблагодарное: многое зависит от простого везения.