Не секрет, что перед Microsoft стоит немало проблем ввиду смещения фокуса с традиционной ориентации на ПК на более широкую модель, охватывающую облачную и мобильную технологии. Это нелегкая и рискованная задача для компании с десятками тысяч сотрудников и многолетней преемственностью развития.

Учитывая размер и доход, а также прочное положение традиционных продуктов, таких как Windows и Office, можно предположить, что на облачные и мобильные технологии компания могла бы перейти самостоятельно. Но вместо этого Microsoft, похоже, готова заключить широкое партнерство с другими компьютерными гигантами, чтобы сэкономить деньги и усилия. Однако в результате ей придется положиться на способность этих компаний выполнять свои обещания.

Всё началось с альянса с Yahoo. После неудачных попыток купить этого владельца веб-портала за 44,6 млрд. долл. Microsoft летом 2009-го выбрала другой путь и заключила с Yahoo соглашение на 10 лет, по которому поисковая система Microsoft Bing будет использоваться в качестве главного поискового механизма Yahoo. Обе компании надеются, что если интеграция технологий пройдёт без проблем, то к 2012-му все заказчики и партнеры Yahoo перейдут на Bing.

По данным аналитической компании comScore, на Bing приходится 13,6% рынка поисковых систем, в то время как на Google — 65,4%. Но если сложить доли Bing и Yahoo (16,1%), то кусок Microsoft вырастет до 29,7%. Хотя и в таком случае софтверный гигант не представляет угрозы для Google, тем не менее этот показатель говорит, что прогнозы некоторых наблюдателей о быстрой смерти Bing после выпуска в 2009-м явно были преждевременными.

Кроме того, сделка с Yahoo показывает, что Microsoft может получить преимущества традиционного поглощения гораздо более дешевыми методами.

Видимо, воодушевленная этой идеей, Microsoft заключила альянс с другим мощным игроком ИТ-рынка — фирмой Nokia. По условиям соглашения корпорация будет выплачивать финскому производителю около 1 млрд. долл. в течение пяти лет за производство смартфонов на базе Windows Phone 7. В свою очередь с Nokia полагаются лицензионные отчисления в пользу Microsoft за каждую копию Windows Phone 7, установленную на смартфоне.

Новость об этой сделке появилась как раз в то время, когда comScore опубликовала данные, в соответствии с которыми доля Microsoft на рынке платформ для смартфонов в США с прошлого октября по нынешний январь сократилась на 1,7%, и теперь вместо 9,7 составляет 8,0%. В результате компания отстает от Google (31,2%), Research in Motion (30,4%) и Apple (24,7%).

Microsoft надеется, что новая система Windows Phone 7, которая распределяет веб-контент и приложения по шести предметно-ориентированным разделам (hub), в конце концов привлечет внимание потребителей и предприятий в качестве достойной альтернативы платформам Google Android, BlackBerry и iPhone.

Однако в США фокус на смартфонах Nokia вряд ли даст значительные результаты. Согласно comScore, Nokia даже не вошла в пятерку поставщиков ведущих OEM- и мобильных платформ. В сегменте OEM компания заняла место между Samsung, LG, Motorola и некоторыми другими игроками, а в секции смартфонов — отстала даже от Palm, которая имеет долю 3,2%.

В глобальном масштабе складывается другая ситуация. По данным аналитической фирмы StatCounter, на долю Symbian приходится примерно 30,7% мирового рынка, т. е. больше, чем у Apple iOS (24,6%), Android (15,2%) и RIM (14,5%). Если Microsoft и Nokia смогут провести переход с Symbian на Windows Phone 7 безболезненно, то за счет значительной доли старой платформы Nokia софтверный гигант сможет получить огромные преимущества на рынке смартфонов.

По некоторым сведениям, несмотря на конкуренцию с RIM на рынке смартфонов, Microsoft собирается заключить с этой компанией соглашение в сфере облачных вычислений. По сообщению новостного агентства Bloomberg, корпорация будет помогать RIM переносить данные клиентов в облака. “Это наиболее эффективная модель для всех сторон”, — сказал глава RIM Джим Тобин.

В направлении облачных услуг Microsoft взяла на вооружение стратегию “все включены”. Однако перспективы успеха такого подхода у заказчиков и получения дохода пока остаются неясными. “Мы, очевидно, не можем прогнозировать объем дохода и темпы его роста, — сказал Питер Клейн, финансовый директор Microsoft. — Это один из тех случаев, когда неизвестно, что может случиться, и невозможно предсказать динамику. Но я полагаю, что когда доход начнет расти, он будет расти очень быстро”.

Действия Microsoft в мире облаков в основном реализуются в виде ряда инициатив, таких как Office 365, которая основана на модели подписки и позволяет организациям получать самые свежие версии Microsoft Office, SharePoint Online, Exchange Online и Lync Online. По такой же модели работает и облачная платформа Azure.

Партнерские соглашения в этой сфере, очевидно, помогут Microsoft отхватить часть рынка у таких конкурентов, как Google, Oracle и Salesforce.com. Однако пока непонятно, какой результат помимо экономии денег принесут сделки с Nokia и Yahoo в сравнении с полным поглощением.